Оперный театр в джунглях: «Фицкарральдо»
28 сентября 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Об оперном обществе прошлого века и влюбленности в классическую культуру авторы программы «Лабиринты» размышляют в связи с эпической картиной Вернера Херцога «Фицкарральдо» (1982). Главный герой, неисправимый меломан и безумный поклонник оперы, оказавшись в самом сердце перуанских джунглей, мечтает возвести там настоящий оперный театр…
Евгений Жаринов: «Фицкарральдо — это такой чудаковатый человек, типичный городской сумасшедший. Его играет Клаус Кински, который всегда имел амплуа немного чокнутых. Это гениальный актер! Я восхищаюсь его мастерством — эти глазища в пол-лица, передающие такой внутренний маскарад, который далеко не каждому актеру по плечу. Причем вы видите, как у него в голове бродит мысль — вы это чувствуете. Актеру, как правило, трудно держать крупный план, а он выдерживает его с легкостью. Его любят снимать крупным планом. Как однажды сказал Кончаловский, есть лица, которые талантливы сами по себе — их снимаешь, и они уже несут информацию, словно иконы. Именно таким лицом был наделен Клаус Кински. Он не красавец, но он не просто фотогеничен, а он безумно выразителен! Камера делает нечто такое с этим лицом, что оно превращается в произведение искусства!..»
По неизвестным причинам Фицкарральдо живет в джунглях. Евгений Жаринов находит в этом заинтересованность режиссера малыми этнографическими культурами, в многообразии которых «он видит оттенки и особенности большой культуры». Действие фильма происходит примерно сто лет назад, когда, по мнению профессора, весь европейский мир испытывал повальное увлечение оперой…