Во власти греха: «Демон»

  • 20 июля 2014
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
О русском романтизме, бунтарстве, облаченном в нигилизм, и природе инфернального авторы программы «Лабиринты» размышляют в связи с поэмой четырнадцатилетнего Лермонтова «Демон».
Юный Лермонтов растет без отца, его воспитывает бабушка, а в дом к молодому человеку приходят лучшие профессора Московского университета…
«Демон не пугал Лермонтова, — говорил Белинский, — он был его певцом». Но что послужило причиной интереса юного поэта тёмными материями, и на какой почве был взращен этот Демон? На эту тему в программе размышляет профессор Евгений Жаринов:
«Православная Россия, самое начало XIX века; Россия, недавно победившая в войне с Наполеоном, которого многие воспринимали как Антихриста и посланца из ада. И это же — время романтизма. А мы знаем, что романтизм по своей эстетике инфернален — он тянется к готике и воспевает дьявола. Лермонтову около четырнадцати лет, он растет без отца, и как все юноши в этом возрасте, он очень брутален. Представьте себе ребёнка без отца — ребёнка, которому с детства нанесена тяжелая душевная травма. Представьте себе нервического юношу, каковым был всегда Лермонтов, который все время желает идти от противного. Дух противоречия им повсеместно владеет. И это в православной стране: рядом с домиком, где живет Лермонтов, находится церковь XVII века и звон колоколов, который он слышит каждый день. И вот на фоне всего этого — под влиянием романтической литературы, воспоминаний о Наполеоне, тоски по отцу — рождается бунтарь, и это бунтарство он переводит в один из первых своих поэтических и блистательных опытов…»
Поговорим о нигилизме, как проявлении романтического в русской литературе, принципиальном герое всех романтиков — дьяволе и особом мире Кавказа, ставшего знаковым для всего творчества Лермонтова. А также попытаемся выяснить, почему женщины любят несчастных романтиков и падших героев, как устроена детская мифологизация, и почему Толстой никогда бы не написал роман под названием «Эликсиры сатаны»…

Последние выпуски программы

Наслаждения в музыке. Передача вторая

Прекрасно всё, что ублажает взор. Ирина Кленская и Евгений Жаринов продолжают разговор о наслаждениях в музыке.

Наслаждения в музыке. Передача первая

Жизнь — захватывающая игра. Она должна быть красивой, похожей на произведение искусства. Самое главное в этой жизни — наслаждение. О наслаждении в жизни, в музыке, в искусстве поговорим в программе «Лабиринты. Тайная история музыки».

«Чёрный человек»: страхи в музыке. Передача вторая

Див – предвестник несчастья, которого все боялись, или он отвращает людей от опасных дел? Об этом в новой передаче «Лабиринты. Тайная история музыки», посвященной страху.