Загадки Серебряного века. Передача первая: «Ищите Ницще»

  • 6 июля 2014
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Искусство скорее покрывало, чем зеркало», — так говорили поэты, музыканты и художники Серебряного века. Им казалось, что мир — иллюзия, и эту иллюзию лучше скрыть, чтобы потом разгадывать…
«Когда речь заходит о Серебряном веке, — размышляет Евгений Жаринов, — я вспоминаю один анекдот на тему того, откуда вообще появилось название „Серебряный век“. По легенде, это принадлежит Льву Гумилеву. Кто помнит Гумилева, он немного шепелявил, и это придавало всему рассказу особый колорит. „Однажды я пришел к своей матушке, — рассказывал Гумилев, — и выпить очень хотелось. Я обратился к матушке (а матушка моя Анна Ахматова, — повторил он, видимо, для тех, кто не помнит): „Матушка, вот Пушкин был Золотой век, а вы с батюшкой были Серебряный век“. Матушка одобрила и многозначительно произнесла: „Да… однако“. А я ей говорю: „Дай на водку“. И вот с этого момента, как рассказывают, пошло определение Серебряного века…»
Исконно, распределение человеческого бытия по достоинству драгоценных металлов впервые встречается в монументальном поэтическом труде древнегреческого поэта Гесиода под названием «Теогония». По Гесиоду, вся мировая история делится на пять периодов: золотой век, серебряный, медный, героический и железный. Впоследствии эта идея легла в основу концепции «мирового года», которой увлекались все древние цивилизации. Уже в новом времени её взял на вооружение итальянский философ эпохи Просвещения Джамбаттиста Вико, а затем подхватили великие немцы — Ницше и Шпенглер.
«В отличие от концепции прогресса, идея „мирового года“ подразумевает, что время и бытие движутся не по вектору (от плохого к лучшему), а по циклу, — отмечает Евгений Жаринов. — Проходит мировой год, который может длиться не одно тысячелетие, и как только он завершается, всё умирает. А потом зарождается новый год, и всё начинается заново. Таким образом, весь Серебряный век идеально вписывается в эту гесиодовскую, а затем и ницшианскую теорию…»
О взаимосвязях Ницше, русского символизма, советского гуманизма и других художественных явлений рубежа веков, размышляем вместе с Ириной Кленской и Евгением Жариновым в программе «Лабиринты»

Последние выпуски программы

Наслаждения в музыке. Передача вторая

Прекрасно всё, что ублажает взор. Ирина Кленская и Евгений Жаринов продолжают разговор о наслаждениях в музыке.

Наслаждения в музыке. Передача первая

Жизнь — захватывающая игра. Она должна быть красивой, похожей на произведение искусства. Самое главное в этой жизни — наслаждение. О наслаждении в жизни, в музыке, в искусстве поговорим в программе «Лабиринты. Тайная история музыки».

«Чёрный человек»: страхи в музыке. Передача вторая

Див – предвестник несчастья, которого все боялись, или он отвращает людей от опасных дел? Об этом в новой передаче «Лабиринты. Тайная история музыки», посвященной страху.