Игра в судьбу: «Маскарад»

  • 1 июня 2014
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
О непостижимом роке, хаосе жизни и русском романтизме авторы программы «Лабиринты» размышляют в связи с драмой двадцатилетнего М. Ю. Лермонтова «Маскарад»…
Евгений Жаринов: «Эта драма действительно романтическая — здесь присутствуют все архетипы, свойственные романтическому искусству. В частности — фатум. Среди прочего в мировой литературе фатум имеет такое средство выражения, как карточная игра. Вспомним „Пиковую даму“ Пушкина, „Счастье игрока“ Гофмана, „Игроков“ Гоголя, сочинения Одоевского. Вспомним, как заканчивается одна из частей романа „Герой нашего времени“ того же Лермонтова — „Фаталист“, где речь идет о картежнике Вуличе и об испытании судьбы. Таким образом, карты для романтического мироощущения становятся воплощением слепой судьбы и непостижимой предопределенности. Это мощный архетипический мотив всего романтического искусства. Ведь романтики всегда были убеждены в том, что никакой рациональной светлой закономерности в мире не существует, а все человеческие судьбы — это произвольное вращение колеса фортуны. Вот и лермонтовский игрок Арбенин — это образ, который вырастает из всей традиции карточной игры, пришедшей к нам из эпохи романтизма…»
Вспомним знаменитых картежников русской литературы — что их объединяет, и почему идея игры становится знаковой в творчестве русских классиков? Как интерпретируется любовь в драме Лермонтова, и каким образом это соотносится с романтическими представлениями самого автора? Что явилось ахиллесовой пятой для Арбенина? И какую версию пьесы следует считать окончательной?
Об этом и многом другом размышляем вместе с профессором Евгением Жариновым на радио «Орфей»…

Последние выпуски программы

Наслаждения в музыке. Передача вторая

Прекрасно всё, что ублажает взор. Ирина Кленская и Евгений Жаринов продолжают разговор о наслаждениях в музыке.

Наслаждения в музыке. Передача первая

Жизнь — захватывающая игра. Она должна быть красивой, похожей на произведение искусства. Самое главное в этой жизни — наслаждение. О наслаждении в жизни, в музыке, в искусстве поговорим в программе «Лабиринты. Тайная история музыки».

«Чёрный человек»: страхи в музыке. Передача вторая

Див – предвестник несчастья, которого все боялись, или он отвращает людей от опасных дел? Об этом в новой передаче «Лабиринты. Тайная история музыки», посвященной страху.