Выбор Фуртвенглера
25 мая 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Художник платит случайной жизнью за неслучайный путь». Вильгельм Фуртвенглер — величайший дирижер в истории музыки. Авторы программы «Лабиринты» размышляют о нём и об одном его решении, которое повлияло не только на его судьбу, но и стало одним из самых противоречивых вопросов ХХ века…
В 2001 году венгерский кинорежиссер Иштван Сабо снял фильм «Мнение сторон» («Talking Sides», известен также под названиями «Принимая сторону» и «Выбор Фуртвенглера»), в котором поставил вопрос о том, как быть художнику во взаимоотношениях с властью, особенно если речь идет о диктаторском режиме, и выбор зачастую стоит на границе смерти и выживания.
Сюжет картины основан на реальных событиях — следствии, проведённом в 1946 году американскими оккупационными властями в рамках «денацификации» оккупированной Германии в отношении выдающегося дирижёра Вильгельма Фуртвенглера.
В 30-х годах маэстро активно сотрудничал с Нацистской партией, слыл любимым дирижером фюрера, участвовал во всех правительственных концертах и стоял на авансцене музыкального процесса Третьего рейха.
«Вместе с ним такой же выбор сделали великий немецкий композитор Рихард Штраус и никто иной как Мартин Хайдеггер, один из основоположников философии экзистенциализма, — замечает Евгений Жаринов. — Да, Томас Манн, Герман Гессе и многие другие эмигрировали, а вот, например, норвежский писатель Кнут Гансон настолько сотрудничал с фашистской Германией, что на долгие годы был запрещен в Советском Союзе. Мережсковский и вовсе называл Гитлера Жанной д`Арк. В связи с этим я задумываюсь о том, а как нам тогда судить „сталинских“ композиторов — Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева? Как нам судить кинорежиссера Сергея Эйзенштейна с его фильмами „Иван Грозный“ и „Александр Невский“? Как нам судить Пудовкина, Шолохова? Словом, всю ту великую литературу, кино и музыку в искусстве, которые были созданы при жесточайшей сталинской диктатуре, во многих аспектакх сопоставимой с диктатурой гитлеризма?..»
Поговорим о том, имеем ли мы право судить, и справедливо ли судить художника по критериям общечеловеческой этики?..