«Пер Гюнт». Слияние драмы и музыки, или Оживший миф
2 марта 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Пер Гюнт» — музыкальная сюита Эдварда Грига к одноименной пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена. Как много здесь всего переплелось — сказки и были, реальности и фантазии, личных историй и переживаний. Ирина Кленская и Евгений Жаринов размышляют о неповторимой поэтике этого произведения и уникальном творческом альянсе, сложившемся в результате встречи норвежских классиков…
Евгений Жаринов: «Если посмотреть на „Пера Гюнта“ без музыки Грига, то создается ощущение, что эта пьеса звучит, независимо от Грига. Если же брать „Пера Гюнта“ в связи с музыкой Грига, то кажется, что эта музыка рождена из самой ритмики текста. Дело в том, что пьеса „Пер Гюнт“ не является пьесой в классическом понимании. Я бы скорее рассматривал её как либретто на счастливо обретенного музыканта: у Ибсена и Грига получился потрясающий вариант творческого союза, где два равнозначных гения создали целостное и нерасторжимое произведение. <…> Это вещь, которую невозможно просто так взять с полки, прочитать и потом долго-долго разбирать высоким литературоведческим слогом. Там всегда должна присутствовать музыка: без музыки этот текст не раскрывает то бесчисленное множество лабиринтов смыслов, которые он в себе заключает…»
Об особом художественном психологизме и архетипической природе «Пера Гюнта» беседуем вместе с профессором Евгением Жариновым на радио «Орфей»…