Встреча с Христом: в поисках сладкого лукума

21 ноября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Ирина Кленская и Евгений Жаринов продолжают размышлять об истории волхвов — на этот раз в контексте постмодернистского романа блистательного Мишеля Турнье «Каспар, Мельхиор и Бальтазар». Поговорим о том, что объединяет верующих людей, и почему чудо Христа — это сладчайшая радость из далекого детства…
Ведомые Звездой, к вифлиемской колыбели пришли три странных, опаленных зноем Азии, путника. Они принесли с собой загадочные дары — и навсегда растворились в вечности…
Мишель Турнье. «Каспар, Мельхиор и Бальтазар»
Как всякий постмодернист, — убежден Евгений Жаринов, — Мишель Турнье берёт на вооружение известную мысль Фридриха Ницше о том, что христианство есть не более чем одна из интерпретаций мира, коих может быть великое множество, изложенную великим философом в его труде «Весёлая наука» (1882). Автор создает вольный парафраз легенды о волхвах, которых у Турнье вопреки евангельской традиции оказывается четыре. Каждый из них отправляется в путь за вифлеемской звездой, ведомый собственным интересом и надеждами. И лишь единственный — индийский принц Таор — одержим желанием отыскать таинственный рецепт самого сладкого на свете лукума.
Евгений Жаринов: «Самое потрясающее в этом романе — то, каким фантастическим образом в нем проявляется католическое воспитание самого Мишеля Турнье, которое проявляется в его детских, почти вкусовых ощущениях. Почему его главный герой, этот великий могол, ищет не Христа, а шоколатье? Потому что это именно то, что лежит в основе самого христианского ощущения: „Иисусе сладчайший!“, — вот, что повторяется в католической молитве с детства. В этом заключено детское предвкушение сладости и радости того же Рождества. На наших глазах Мишель Турнье, сознание которого побито Ницше и прочими постмодернистами, вставляет эту маленькую сладкую конфетку в слова своего принципиального героя, который ищет не Спасителя, а кондитера, очарованный лишь своими вкусовыми ощущениями. В этом есть какая-то беззащитная детская трогательность, и эта ребячливость Мишеля Турнье подкупает самым необычайным образом…».

Последние выпуски программы

Наслаждения в музыке. Передача вторая

Прекрасно всё, что ублажает взор. Ирина Кленская и Евгений Жаринов продолжают разговор о наслаждениях в музыке.

Наслаждения в музыке. Передача первая

Жизнь — захватывающая игра. Она должна быть красивой, похожей на произведение искусства. Самое главное в этой жизни — наслаждение. О наслаждении в жизни, в музыке, в искусстве поговорим в программе «Лабиринты. Тайная история музыки».

«Чёрный человек»: страхи в музыке. Передача вторая

Див – предвестник несчастья, которого все боялись, или он отвращает людей от опасных дел? Об этом в новой передаче «Лабиринты. Тайная история музыки», посвященной страху.