Библейские сюжеты в музыке: царь Давид
27 октября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Во мне печаль, которой царь Давид по-царски одарил тысячелетья…». Авторы программы «Лабиринты» — Ирина Кленская и Евгений Жаринов размышляют о том, как образ легендарного царя Давида воплощался в искусстве — от стихов Гавриила Державина и Анны Ахматовой до знаменитой статуи Микеланджело…
Царь Давид — второй царь Израиля и одна из самых ярких библейских фигур, его почитают все три монотеистические религии: иудейство, христианство и ислам.
Давид был самым младшим из восьми сыновей Иессея из Вифлеема и принадлежал к колену Иуды. Он был красив, умен, отважен, красноречив, хорошо играл на гуслях. В юношестве он пас стада овец своего отца. Его путь от простого пастуха до второго царя объединенного еврейского государства связан с кровопролитными сражениями, войнами и интригами.
В те времена происходили постоянные войны между соседствующими племенами. Злейшими врагами еврейских племен были филистимляне — сильные и отважные воины. В одном из таких сражений войско филистимлян встретилось с войском иудеев под предводительством первого израильского царя Саула. Войска расположились на двух холмах, между ними была долина, но евреи не хотели спускаться в долину, так как у филистимлян было бы преимущество за счет колесниц, те же не хотели рисковать в горной местности, где легкое подвижное войско израильтян превосходило их.
Тогда филистимляне выставили своего воина, Голиафа из Гефа, для решающего поединка: «Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне; если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам». Но никто из израильтян не отважился принять вызов.
Давид, приехавший навестить старших братьев, увидев Голиафа, вызвался принять бой. Отказавшись от доспехов, поскольку не был к ним привычен, он вышел на поединок с одной лишь пращей. Метким броском камня он поразил великана прямо в лоб, а затем отсек голову его же мечем. Филистимляне в панике бежали, а молодой Давид был принят на службу к царю Саулу.
Профессор Евгений Жаринов придает этой исторической легенде фаталистический смысл:
«Кто такие филистимляне? Ведь это те же самые пеласги — иными словами тот народ, который оказывал отчаянное сопротивление ахеянам, спускавшимся с севера Балканского полуострова; тем ахеянам, которые впоследствии породили Гомера, Платона, Аристотеля — всё то, что мы потом назовем греческой и еще позже — греко-римской цивилизацией. Населявшие Крит и изгнанные с родной земли пеласги бежали в Палестину, и там стали называться филистимлянами.
По сути, это народ, который полон трагизма и обреченности: он будет смыт потоками истории с лица земли — от него не останется и следа. Он только прозвучит как сопротивление ахеянам в греческой цивилизации и как сопротивление иудейской цивилизации в Библии. Это народ, который можно рассматривать как некий спарринг-партнер двум величайшим цивилизациям — древнегреческой и иудо-христианской.
Таким образом, когда мы говорим о Голиафе, необходимо понимать, что для филистимлян это была, возможно, последняя попытка противостоять своей исторической судьбе и своему божественному предназначению — быть уничтоженными и забытыми; это отчаянное сопротивление человеческого «я», не желающего смириться с тем, что твой народ обречен на гибель. А Давид в данном случае выступает как палач, и это придает его фигуре необычайный трагизм…»