Музыка кино — Андрей Тарковский
6 октября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Его картины можно не только смотреть, но и слушать…». Программа посвящена выдающемуся русскому кинорежиссеру Андрею Тарковскому, его фильмам и звучащей в них музыке…
«Обычная „киномузыка“ мне не нужна, — говорил Андрей Тарковский. — Я ее терпеть не могу и всеми силами стремлюсь от нее избавиться».
Музыка в кинофильмах режиссера никогда не занимала доминирующее положение, но неизменно привносила в них смыслообразующее начало. «О чем бы ни снимал фильм Тарковский, он всегда заставляет своего зрителя медитировать на тему образа, возникающего на экране», — говорит Евгений Жаринов.
Таким образом, музыка, звучащая в кадре, становится неотъемлемой частью этой медитации, в которую постепенно вовлекается и сам зритель. «Вдруг неожиданно понимаешь, что в этой маленькой миниатюре что-то происходит, — продолжает Евгений Жаринов. — И вот ты уже сам часть этой миниатюры. А спустя еще мгновение ты — удар кисти Бога по полотну, называемому жизнь».
Сочетание Бога и человека — одна из глубинных идей всего творчества Тарковского. Именно это, по мнению Евгения Жаринова, роднит режиссера с великим композитором Иоганном Себастьяном Бахом. Недаром музыка немецкого гения звучит в целой череде выдающихся картин кинорежиссера — «Солярис», «Зеркало», «Жертвоприношение».
«На мой взгляд, Бах и Тарковский — очень близкие по мироощущению люди, — делится своими размышлениями Евгений Жаринов. — Каждый из них видит присутствие Бога в реальности — в бытовом существовании. И каждый из них стремится запечатлеть Бога в своем искусстве…».
Творчество, полное теологических откровений: через монтаж Брейгеля и Баха к очарованию кадра Андрея Тарковского…