Диалетика романтизма: «Лесной царь»

25 августа 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Авторы программы «Лабиринты» продолжают размышлять о балладе и ее переосмыслении в романтическую эпоху, где одним из символов жанра стала баллада Иоганна Вольфганга фон Гёте — «Лесной царь»…
Сюжет баллады рассказывает о тревожном ночном путешествии отца и его маленького сына, скачущих по лесу вдоль по Рейну. Мальчику кажется, что его призывает к себе Лесной царь, властитель чащи, соблазняющий ребенка красотой своего мрачного мира. Отец, пытаясь успокоить его, объясняет, что это лишь видение. Но мальчик ощущает присутствие Лесного царя, который в конечном итоге силой овладевает его душой. Вернувшись домой, отец обнаруживает сына мертвым.
Мотив произведения был заимствован Гёте из старинной датской легенды, переведенной на немецкий язык Иоганном Готфридом Гердером, где Лесной царь предстает Ольховым Королём или Королем Эльфов.
Особую известность баллада приобрела в музыкальном воплощении Франца Шуберта: в 1815 году в одном из предместий Вены семнадцатилетний композитор написал песню «Erlkönig» на слова Гёте. Сочинению суждено было стать одним из первых выражений романтизма в музыке.
А в 1970 году французский писатель Мишель Турнье написал свой знаменитый роман «Лесной царь», в котором сквозь призму древнегерманской легенды рассмотрел феномен и магическую природу фашизма.
«Действие романа Мишеля Турнье несет в себе отголоски и средневекового прошлого, и возвышенного романтизма и современного ХХ веку фашизма…»
О том, каким образом оказались взаимосвязаны непроходимые германские леса, немецкий романтизм и ужасы Третьего Рейха, узнаете из рассказа профессора Евгения Жаринова…

Последние выпуски программы

Наслаждения в музыке. Передача вторая

Прекрасно всё, что ублажает взор. Ирина Кленская и Евгений Жаринов продолжают разговор о наслаждениях в музыке.

Наслаждения в музыке. Передача первая

Жизнь — захватывающая игра. Она должна быть красивой, похожей на произведение искусства. Самое главное в этой жизни — наслаждение. О наслаждении в жизни, в музыке, в искусстве поговорим в программе «Лабиринты. Тайная история музыки».

«Чёрный человек»: страхи в музыке. Передача вторая

Див – предвестник несчастья, которого все боялись, или он отвращает людей от опасных дел? Об этом в новой передаче «Лабиринты. Тайная история музыки», посвященной страху.