Баллада. Приключения жанра
18 августа 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Ирина Кленская и Евгений Жаринов приглашают поразмышлять о жанре баллады. Появившаяся на рубеже XII и XIII веков на юге Франции в русле бурно распространявшейся «альбигойской ереси» из творчества средневековых поэтов-певцов трубадуров, баллада дожила до наших времен, взрываясь хитами от «Лесного царя» Франца Шуберта до современных рок-баллад…
В XIII веке на юге Франции, в провинции Лангедок, получила распространение так называемая катарская или альбигойская ересь: во многом основанная на философии позднего эллинизма и древнего религиозного учения персидского пророка Мани (отсюда еще одно название — манихейская ересь), она поставила под сомнение ключевые каноны христианства, в значительной степени подорвав прежде незыблемый авторитет католической церкви.
Незабвенная альбигойская ересь заключалась в следующем утверждении: Если Господь Бог всемогущ и допускает то, что творится в этом мире, значит Он не всеблагой. Если же Он всеблагой и допускает то, что творится в мире, значит Он не всемогущий.
По представлениям катар, основу мира составляет борьба двух начал: злого (материального) и доброго (духовного). Человечество с давних пор является одним из главных объектов вечного космического сражения. В самом человеке поразительным образом соединены Добро — душа человека, и Зло — его материальная оболочка. В философии позднеантичных религиозных течений эти два начала воплощают: София –олицетворённая мудрость Бога, и Демиург — возжелавший творить без духовной половины; создает материю и заключает души в материальных телах. Первостепенная задача человека на земле и праведника, по утверждению катар, — во что бы то ни стало порвать с материальным миром и освободить душу из темницы бренного тела.
Тогда же в XIII веке на фоне этих идеологических разногласий, в преддверии великих крестовых походов и костров инквизиции появляются трубадуры, провозглашающие в своем творчестве концепцию куртуазной любви и культ «Прекрасной дамы», составляющие главное содержание их лирики.
«Именно из кансон трубадуров выходит баллада, — утверждает Евгений Жаринов, — фабульное стихотворение, где обязательно присутствует рассказ, всегда есть мощный драматический сюжет, где важно значение ритма и песенного начала. Рожденная из этой противоречивой культуры, баллада несет в себе неразрешимые кровавые эпизоды человеческой истории. Сколько здесь всего заключено! Потому что жанр, который обречен на долгое существование, заключает в себе сжатый до предела колоссальный эзотерический, религиозный либо исторический смысл. По этой причине баллада всегда была и будет интересна…».
Итак, история баллады — от песен трубадуров до второго рождения в эпоху романтизма…