Ингмар Бергман. «Волшебная флейта»

  • 21 июля 2013
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В 1974 году Ингмар Бергман экранизировал оперу Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта», которая стала не только еще одним шедевром, но и глубинной загадкой в творчестве режиссера…
Евгений Жаринов: «Волшебная флейта» — сама по себе очень таинственна. Сколько о ней ни написано, мало кто сможет исчерпать всю сложность этой масонской символики масонского композитора, который создал странное фэнтези — ни на что непохожее действо, основанное на обрядах масонских лож, но обладающее также удивительной потусторонней реальностью. Я как-то видел один из последних кинематографических вариантов «Волшебной флейты», где все действие происходит в окопах Первой мировой войны: выясняется, что этот антураж ни в коей мере не вступает в противоречие с музыкой Моцарта. Наоборот, в этом открывается особый — почти модернистский — смысл, когда опера выпадает из требований только своего времени.
<…> Опера Моцарта при всем своем мистицизме содержит в себе, как снятое, всю интригу «Женитьбы Фигаро», где все конкретно, понятно, замотивировано и строится на очевидных вещах. Как удалось Моцарту в простой и в то же время отстраненной партии Папагено выразить понятные всем и важные вещи? Почему «Волшебная флейта» была любима народом? Что в ней находили простые люди? Как народный театр пытался воплотить эту мистерию-буфф с ее замысловатыми сказочками, далекими от реальности? Что сам Моцарт видел в этой перипетии? И, наконец, что в этом увидел Бергман? Каким образом весь его тезаурус человека ХХ века, помноженный на протестантскую этику и глубокую религиозность, вдруг взорвался в «Волшебной флейте», которую многие восприняли как удивительную загадку в творчестве режиссера?..»
В фокусе программы — кинематографическая эстетика Ингмара Бергмана: соблазн на убийство, вписанный в контекст моцертианского веселья, Царица ночи отсылающая к «Лили Марлен» и восстание «сыновьего искусства» против божественной отцовской культуры. Об этом и многом другом рассказывает доктор филологических наук, профессор Евгений Жаринов…

Последние выпуски программы

Наслаждения в музыке. Передача вторая

Прекрасно всё, что ублажает взор. Ирина Кленская и Евгений Жаринов продолжают разговор о наслаждениях в музыке.

Наслаждения в музыке. Передача первая

Жизнь — захватывающая игра. Она должна быть красивой, похожей на произведение искусства. Самое главное в этой жизни — наслаждение. О наслаждении в жизни, в музыке, в искусстве поговорим в программе «Лабиринты. Тайная история музыки».

«Чёрный человек»: страхи в музыке. Передача вторая

Див – предвестник несчастья, которого все боялись, или он отвращает людей от опасных дел? Об этом в новой передаче «Лабиринты. Тайная история музыки», посвященной страху.