Философия музыки по Паскалю Киньяру: конфликт непредсказуемого и рационального в искусстве
7 июля 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Главные герои романа Паскаля Киньяра «Все утра мира» — французские композиторы XVII века. Обращаясь к этой эпохе, авторы программы «Лабиринты» размышляют об особенностях западноевропейского классицизма и о том, как французская музыка вошла в противоречие с его бескомпромиссной рациональностью…
Евгений Жаринов: «В романе „Все утра мира“ Паскаля Киньяра задается один-единственный вопрос: „Что такое музыка?“. Понятие музыки здесь приравнивается к понятию Бога: „Что такое Бог?“. Над этим вопросом мучаются два героя романа, и ответ на него неожиданно становится началом обучения, которое уже никогда не состоится. Этот эпизод, в общем-то, говорит нам о том, что постигнуть музыку, также как постигнуть и Бога, практически невозможно. Ответ же на этот вопрос исходит из уст грешника, виновного в смерти дочери главного героя, и звучит он так: „Музыка есть то, что говорит за тех, кто никогда уже ничего больше нам не скажет“.
<…> Диалог, который строится в романе между двумя музыкантами — Мареном Маре и Сент-Коломбом — представляет собой противоположность знаменитому мифу о Моцарте и Сальери: тут никто никому не завидует и травить не будет. Однако в этом диалоге проявляется конфликт куда более важный: простит ли один художник другому художнику смерть своего ребенка? И станет ли попытка ответить на вопрос, что такое музыка (и что такое Бог), выше самой страшной человеческой утраты, или эта утрата не позволит двум героям общаться на уровне музыкантов?..»