Философия музыки по Паскалю Киньяру: конфликт непредсказуемого и рационального в искусстве

  • 7 июля 2013
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Главные герои романа Паскаля Киньяра «Все утра мира» — французские композиторы XVII века. Обращаясь к этой эпохе, авторы программы «Лабиринты» размышляют об особенностях западноевропейского классицизма и о том, как французская музыка вошла в противоречие с его бескомпромиссной рациональностью…
Евгений Жаринов: «В романе „Все утра мира“ Паскаля Киньяра задается один-единственный вопрос: „Что такое музыка?“. Понятие музыки здесь приравнивается к понятию Бога: „Что такое Бог?“. Над этим вопросом мучаются два героя романа, и ответ на него неожиданно становится началом обучения, которое уже никогда не состоится. Этот эпизод, в общем-то, говорит нам о том, что постигнуть музыку, также как постигнуть и Бога, практически невозможно. Ответ же на этот вопрос исходит из уст грешника, виновного в смерти дочери главного героя, и звучит он так: „Музыка есть то, что говорит за тех, кто никогда уже ничего больше нам не скажет“.
<…> Диалог, который строится в романе между двумя музыкантами — Мареном Маре и Сент-Коломбом — представляет собой противоположность знаменитому мифу о Моцарте и Сальери: тут никто никому не завидует и травить не будет. Однако в этом диалоге проявляется конфликт куда более важный: простит ли один художник другому художнику смерть своего ребенка? И станет ли попытка ответить на вопрос, что такое музыка (и что такое Бог), выше самой страшной человеческой утраты, или эта утрата не позволит двум героям общаться на уровне музыкантов?..»

Последние выпуски программы

Наслаждения в музыке. Передача вторая

Прекрасно всё, что ублажает взор. Ирина Кленская и Евгений Жаринов продолжают разговор о наслаждениях в музыке.

Наслаждения в музыке. Передача первая

Жизнь — захватывающая игра. Она должна быть красивой, похожей на произведение искусства. Самое главное в этой жизни — наслаждение. О наслаждении в жизни, в музыке, в искусстве поговорим в программе «Лабиринты. Тайная история музыки».

«Чёрный человек»: страхи в музыке. Передача вторая

Див – предвестник несчастья, которого все боялись, или он отвращает людей от опасных дел? Об этом в новой передаче «Лабиринты. Тайная история музыки», посвященной страху.