«Амадей» — шедевр старого Голливуда. Передача вторая
23 июня 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Евгений Жаринов и Ирина Кленская продолжают разговор о блистательной оскароносной картине Милоша Формана. В рамках разговора о выдающейся картине Милоша Формана «Амадей» авторы программы размышляют о греховной природе художника, чей взгляд всегда обращен в прошлое, а жизнь посвящена самоуничтожению…
Евгений Жаринов: «В своем фильме Милош Форман затрагивает две проблемы — греховную природу художника и сумасшествие творчества. И Сальери, и Моцарт — великие грешники, потому что они — художники. Они дерзновенны, они бросают вызов самому Богу за одним маленьким обстоятельством — Моцарт уважает отца, а Сальери проклинает и сжигает его изображение.
Как в картине передается лейтмотив греховности?.. Сальери — чревоугодник. Вспомните, в самом начале фильма слуги тащат ему что-то поесть, и вот уже его лицо в сладком; только тогда вскрывается дверь, и мы видим, как с высоты птичьего полета падает вниз тело Сальери с перерезанным горлом, и эта еда ему уже не нужна. Или вспомним эпизод, как он впервые знакомится с Моцартом: Сальери проходит туда, где у зальцбургского епископа готовятся угощения — он ворует сладости и прячется под столом. Здесь же неожиданно оказывается Моцарт — другой грешник, для которого грех — это сладострастие: не в силах справиться со своим влечением, он тащит Констанцию под стол, где прячется Сальери. Так у Милоша Формана происходит знакомство двух композиторов и двух великих грешников…»
В фокусе программы — ограниченность мещанского здравомыслия и юродивый смех гения…