Алхимия в литературе: «Фауст»

  • 17 февраля 2013
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
На протяжении веков алхимические познания будоражили воображение художников различных стилей и эпох. О том, как алхимия проявила себя в классической литературе на примере одной из ее вершин — трагедии Гёте «Фауст», размышляет доктор филологических наук и литературовед Евгений Жаринов…
Евгений Жаринов: «...Книга, пройдя многотысячелетнюю историю, словно губка впитывает в себя массу эзотерических влияний и тайных духовных учений, поэтому алхимия, пожалуй, не самое древнее и, может быть, не самое определяющее явление, но оттого не менее значимое.
Если обратиться к классической литературе, то алхимия, к примеру, проявила себя в творчестве Гёте, и в частности в «Фаусте». К алхимической литературе также относится творчество Шекспира, и одна из самых таинственных его пьес — «Буря», которая, как считается, является единственной пьесой, написанной Шекспиром на оригинальный сюжет, яркий тому пример. Это, конечно, и Гофман с его знаменитым «Золотым горшком», который представляет собой не что иное, как явно переработанный алхимический трактат…»
Известно, что алхимики любили выражать свои эзотерические знания через рисунки, которые мы сегодня назвали бы комиксами. Зачастую большинство алхимических трактатов представляют собой подобные «комиксы», которые, с одной стороны, невероятно иллюстративны и красноречивы, а с другой — таинственны и неоднозначны. Неудивительно, что на протяжении веков великие писатели стремились расшифровать их и по-разному интерпретировать в своих литературных шедеврах.
В нынешней программе вас ждет увлекательный экскурс в алхимический контекст культовой трагедии Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст». Вы узнаете, кто из реальных исторических персонажей были прототипами главного героя, какими алхимическими и прочими оккультными познаниями обладал сам Гёте, в чем заключается эскапизм Фауста и каким образом ему удается спасти свою душу…

Последние выпуски программы

Наслаждения в музыке. Передача вторая

Прекрасно всё, что ублажает взор. Ирина Кленская и Евгений Жаринов продолжают разговор о наслаждениях в музыке.

Наслаждения в музыке. Передача первая

Жизнь — захватывающая игра. Она должна быть красивой, похожей на произведение искусства. Самое главное в этой жизни — наслаждение. О наслаждении в жизни, в музыке, в искусстве поговорим в программе «Лабиринты. Тайная история музыки».

«Чёрный человек»: страхи в музыке. Передача вторая

Див – предвестник несчастья, которого все боялись, или он отвращает людей от опасных дел? Об этом в новой передаче «Лабиринты. Тайная история музыки», посвященной страху.