В поисках совершенства. Алхимия

  • 10 февраля 2013
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Очередной выпуск программы «Лабиринты» посвящен алхимии — древней мистической практике, которую в разное время интерпретировали, как форму ритуального герметического искусства, «примитивную химию», протонауку и даже протопсихологию. Что же представляла собой алхимия, и какова была ее высшая цель на самом деле?..
Алхимия есть непреложная наука, работающая над телами с помощью теории и опыта и стремящаяся путём естественного соединения превращать низшие из них в более высокие и драгоценные видоизменения. (Р.Бэкон).
Считается, что слово «алхимия» происходит от арабского аль-кимия (где аль — арабск. артикль), которое в свою очередь восходит к греческому chemeia (от cheo — лью, отливаю, что указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья).
Другое толкование этимологии слова, говорит нам о том, что «алхимия» происходит от египетского иероглифа «хми», означавшего черную плодородную землю, в противовес бесплодным пескам. Этим иероглифом обозначался Египет, место, где, как считается, возникла алхимия, которую также нередко называли «египетским искусством».
В основе философской концепции алхимии лежит идея витальности (от лат. vitalis — жизненный, животворящий и vita — жизнь). По мнению алхимиков, главное воплощение жизни заключается в непрерывном становлении — процессе постоянного изменения и совершенствования. Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень».
Из закона витальности происходит другой важнейший принцип алхимии — трансмутация, утверждающий то, что в мире не существует неизменчивых — раз и навсегда установленных твердых структур, которые бы не могли превращаться в иные структуры.
Важнейшей задачей средневековые алхимики считали превращение неблагородных металлов в благородные и ценные. Для этого было необходимо приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достичь желанного облагораживания (трансмутации) металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и такие металлы, как свинец, ртуть и прочие, носил название философского камня — также красного льва и великого эликсира. Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва или белой тинктуры, имело способность превращать в серебро все неблагородные металлы.
Евгений Жаринов: «...В понимании алхимиков, все металлы несут в себе золото. Потому что есть понятие идеального металла. А идеальным металлом они считали золото. На это убеждение помимо прочего оказало влияние христианство: в качестве даров волхвы приносят новорожденному Иисусу елей, миру и золото. Золото у алхимиков обретает божественный статус. Все остальные металлы, по их мнению, больны и нуждаются в лечении. А панацеей от этой болезни является философский камень…»
О таинствах алхимии, европейской истории ее развития и влиянии на современную науку рассказывает доктор филологических наук, писатель, публицист и переводчик Евгений Жаринов…

Последние выпуски программы

Наслаждения в музыке. Передача вторая

Прекрасно всё, что ублажает взор. Ирина Кленская и Евгений Жаринов продолжают разговор о наслаждениях в музыке.

Наслаждения в музыке. Передача первая

Жизнь — захватывающая игра. Она должна быть красивой, похожей на произведение искусства. Самое главное в этой жизни — наслаждение. О наслаждении в жизни, в музыке, в искусстве поговорим в программе «Лабиринты. Тайная история музыки».

«Чёрный человек»: страхи в музыке. Передача вторая

Див – предвестник несчастья, которого все боялись, или он отвращает людей от опасных дел? Об этом в новой передаче «Лабиринты. Тайная история музыки», посвященной страху.