Злодеи в искусстве и в жизни: Иван Грозный

  • 3 февраля 2013
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Было ли Возрождение в России, и если было, то каким? Такими вопросами задаются авторы программы «Лабиринты», обращаясь к фигуре еще одного знаменитого исторического злодея — современника эпохи европейского Ренессанса, «великого князя всея Руси», Иоанна Васильевича IV, известного также как Иван Грозный…
Эпоха Возрождения — одно из ярчайших явлений в мировой истории, отметившееся невероятным культурным взлетом, уникальной трансформацией философской мысли, впечатляющим научным прогрессом и чередой исторических потрясений. С развитием концепции гуманизма Возрождение совершило настоящий переворот в мировоззрении европейского человека.
А что в это время происходило в России?
«Иван Грозный — вот оно европейское Возрождение в России», — говорит Евгений Жаринов. Повсюду смута, непрекращающиеся войны, буйства опричнины и тотальное самовластие.
«Тем не менее, — продолжает Евгений Викторович, — иностранцы всегда играли привилегированную роль при дворе московских князей, а потом и русских монархов. Поэтому, если Иван Грозный ведет переписку с королевой Елизаветой, принимает зарубежных послов, при дворе у него сидят толмачи (переводчики), а в Россию то и дело приезжают иностранные специалисты в самых разных областях, то тенденции европейского Ренессанса, безусловно, так или иначе проникали в Россию.
К тому же, не будем забывать, что Московский Кремль был отстроен еще при царе Иване III — а это в чистом виде венецианская, то есть возрожденческая архитектура.»
«Но дело все в том, — констатирует Евгений Жаринов, — что можно отстроить любое палаццо — ментальность все равно останется средневековой. И с этой точки зрения, никакого Возрождения в России не было, как очевидно и то, что средневековье в России продолжалось вплоть до Петра Великого. Тем не менее, все эти люди были современниками, а значит культурного и мировоззренческого взаимопроникновения было не избежать…»
Но откуда берет свои истоки сама эпоха Возрождения? Евгений Жаринов убежден, что ключевую роль в этом процессе сыграла бубонная чума — «черная смерть» или «вторая пандемия» — прошедшая в середине XIV века по Азии, Европе (1346—1353), Северной Африке и американскому острову Гренландии. Смертельная эпидемия продемонстрировала полную беспомощность средневековой медицины и бессилие религиозных институтов в борьбе с «чумным ядом», повлияв таким образом на формирование новых идеалов и оставив колоссальный след в истории Европы…

Последние выпуски программы

Наслаждения в музыке. Передача вторая

Прекрасно всё, что ублажает взор. Ирина Кленская и Евгений Жаринов продолжают разговор о наслаждениях в музыке.

Наслаждения в музыке. Передача первая

Жизнь — захватывающая игра. Она должна быть красивой, похожей на произведение искусства. Самое главное в этой жизни — наслаждение. О наслаждении в жизни, в музыке, в искусстве поговорим в программе «Лабиринты. Тайная история музыки».

«Чёрный человек»: страхи в музыке. Передача вторая

Див – предвестник несчастья, которого все боялись, или он отвращает людей от опасных дел? Об этом в новой передаче «Лабиринты. Тайная история музыки», посвященной страху.