Идеальный мир Гюстава Флобера

  • 20 января 2013
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Гюстав Флобер — один из трех великих реалистов Франции, чье творчество определило магистральное развитие литературы в XIX веке и оказало решающее воздействие на развитие французского романа. О своеобразии флоберовской прозы — ее особенной поэтике и новаторских художественных открытиях размышляют авторы программы «Лабиринты»…
Евгений Жаринов: «Гюстав Флобер — бесконечно любимый мною автор. По мнению многих литературоведов, это не писатель XIX века — по своей ментальности он превзошел XIX век. Неслучайно Эмиль Золя испытывал к нему огромный пиетет и даже написал роман в духе Флобера. <…> Сегодня уже известно, что Флобер был мистиком. Он искренне полагал, что церковь сдает свои позиции, и что на ее место должна прийти литература, а место священника должен занять писатель. Писатель, в свою очередь, создавая свои картины, должен уводить читателя в мир идеального и мир мечты, таким образом, давая ему надежду. Как это, на самом деле, противоположно реализму и „натурализму“, к которым относят творчество Флобера. Мы не знаем, кто он: вроде бы реалист, но также и натуралист, и вроде бы что-то еще…»
Значение Флобера в истории французской литературы и публицистики настолько огромно, что трудно поддается оценке. Принято считать, что его творчество стало связующим звеном между этапом бальзаковского реализма первой половины XIX века и этапом так называемого «натурализма», представленным во второй половине XIX века Эмилем Золя и его школой. Флобер вывел в литературу целый ряд молодых талантливых прозаиков, одним из которых был, например, Ги де Мопассан. Наблюдения Флобера над литературным процессом своего времени служили и служат своеобразными ориентирами для критиков и исследователей вплоть до нашего времени. Наконец, его романы содействовали развитию целых направлений и жанровых форм мировой литературы.
Постулат объективного, самодвижущийся сюжет, имперсональное искусство — вот лишь некоторые из художественных новшеств, предложенные Флобером и реализованные в его творчестве. Об основных принципах его литературной эстетики размышляет доктор филологических наук, писатель и литературовед Евгений Жаринов…

Последние выпуски программы

Наслаждения в музыке. Передача вторая

Прекрасно всё, что ублажает взор. Ирина Кленская и Евгений Жаринов продолжают разговор о наслаждениях в музыке.

Наслаждения в музыке. Передача первая

Жизнь — захватывающая игра. Она должна быть красивой, похожей на произведение искусства. Самое главное в этой жизни — наслаждение. О наслаждении в жизни, в музыке, в искусстве поговорим в программе «Лабиринты. Тайная история музыки».

«Чёрный человек»: страхи в музыке. Передача вторая

Див – предвестник несчастья, которого все боялись, или он отвращает людей от опасных дел? Об этом в новой передаче «Лабиринты. Тайная история музыки», посвященной страху.