«Страсти по Матфею»

  • 30 сентября 2012
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Ирина Кленская и Евгений Жаринов продолжают слушать, анализировать и разгадывать Иоганна Себастьяна Баха — на этот раз «Страсти по Матфею». Ключевой темой разговора становится — музыка великого кантора в шедеврах кинематографа…
Как случилось так, что еще задолго до появления искусства кино Баху удалось написать музыку, которая впоследствии стала одним из самых популярных источников для создания саундтреков к выдающимся картинам современности? Авторы программы «Лабиринты» обращаются лишь к некоторым из них — «Зеркалу» Андрея Тарковского и «Евангелию от Матфея» Пьера Паоло Пазолини.
Евгений Жаринов размышляет, каким образом Бах оказывается одновременно созвучен Сергею Прокофьеву, революционным русским песням и негритянскому спиричуэлс?
Евгений Жаринов: «...Влияние музыки Баха вплоть до XXI века настолько колоссально, что переоценить его невозможно. Я уже говорил о том, что его „Страсти по Матфею“ стали настоящим киношным хитом. Ведь, что делает Пазолини в своей картине „Евангелие от Матфея“: он соединяет „Ой ты, степь широкая“ со „Страстями по Матфею“; он соединяет „Вы жертвою пали в борьбе роковой“ — и это снова Бах; он соединяет в сцене, где Ирод избивает младенцев, кантату Прокофьева „Александр Невский“ с теми же „Страстями по Матфею“… И получается, что „Страсти по Матфею“ — это такая бесконечная музыка, что она способна вобрать в себя народную мелодию „Степи…“, революционную „Варшавянку“, Прокофьева и даже негритянский спиричуэлс, и всё это будет Бах!
Это не просто музыка — это основа основ всей человеческой культуры! Когда любимый мною великий Веласкес пишет свои «Las Meninas» (речь идет о знаменитой картине испанского художника Диего Веласкеса «Менины» [исп. Las Meninas, «фрейлины», 1656], прим. ред.), он ставит перед собой ту же самую задачу, что и Бах — как взять ограниченный холст, натянутый на деревянный планшет, и сделать из него бесконечное пространство? Как забрать обычные несколько нот музыкальной грамоты и создать из них бесконечное музыкальное звучание?..»

Последние выпуски программы

Наслаждения в музыке. Передача вторая

Прекрасно всё, что ублажает взор. Ирина Кленская и Евгений Жаринов продолжают разговор о наслаждениях в музыке.

Наслаждения в музыке. Передача первая

Жизнь — захватывающая игра. Она должна быть красивой, похожей на произведение искусства. Самое главное в этой жизни — наслаждение. О наслаждении в жизни, в музыке, в искусстве поговорим в программе «Лабиринты. Тайная история музыки».

«Чёрный человек»: страхи в музыке. Передача вторая

Див – предвестник несчастья, которого все боялись, или он отвращает людей от опасных дел? Об этом в новой передаче «Лабиринты. Тайная история музыки», посвященной страху.