«Как Гофман с куклами шептался…»
15 апреля 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Сказки Гофмана», «Крейслериана», «Щелкунчик» — все это музыкальные произведения так или иначе связанные с личностью Гофмана. Что же заставляло великих композиторов обращаться к волшебным новеллам и самому образу немецкого романтика?..
Ответы на эти вопросы продолжают искать Ирина Кленская и Евгений Жаринов, размышляя о Гофмане в программе «Лабиринты». На этот раз вы узнаете, почему опасно иметь дело с куклами, за что понес наказание Щелкунчик, какие потусторонние силы не стоит запускать в искусство, стоит ли великое произведение погибели души и какова связь между Мышиным Королем и революцией 1917 года?..
А также фирменный стиль писателя — гофмановская ирония и сновиденческое повествование.
Евгений Жаринов: «...Мы говорим о том, что в гофмановском стиле огромную роль играет так называемая романтическая ирония. Гофман очень ироничен. Он иронизирует над всем — и над светом, и над тьмой. Его ирония меня в большей степени убеждает в том, что странная таинственная игра в „Фантазии в манере Калло“ для него обладает необычайным прельщением. Он очарован этим и страстно увлечен своими чудиками. Он поражает весь окружающий его мир, разъедая его, словно соляной кислотой, своей иронией. И эта ирония обладает потрясающим обаянием, как будто он, Гофман, нажимает запретные кнопки в нашей душе…»