Гофман в музыке

8 апреля 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Авторы программы «Лабиринты» размышляют о выдающейся и загадочной фигуре немецкого поэта, писателя и композитора романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана, а также о его появлениях в великой музыке…
Мир Гофмана — зловещий, мистический и неоднозначный. Он полон снов и превращений, размытости и тьмы. Его фантастические новеллы и сказочные романы исполнены одновременно типичной поэтики немецкого романтизма с её концепцией двоемирия и бесконечной диалектикой добра и зла и вместе с тем глубокого эзотерического знания. Так, кто же такой Гофман — подлинный романтик, чудак и фантазер или маг и алхимик своего времени?..
Евгений Жаринов: «...Гофман в своем творчестве совершал очень опасный эксперимент. Поэтому наивно считать, что он писал детские бессмысленные сказочки, которые веселят и развивают воображение. Ведь в этих „сказочках“ Гофман применяет весьма сомнительные практики и вызывает самые неведомые силы. К вопросу о влиянии Гофмана на русскую литературу — это и знаменитые „Серапионовы братья“ начала ХХ века и, конечно же, Михаил Афанасьевич Булгаков со своим „Мастером и Маргаритой“. Вот уж, где сполна гофмановского двоемирия и превращений, и, кстати, характерного гофмановского юмора и сарказма; и снова те же самые опасные для души практики, потому что Гофман буквально уходит в эту бесовщину. На самом деле мир его таинственных мистических картин — это довольно расплывчатый мир. Отсюда и название его первого сборника „Фантазии в манере Калло“. Калло — это как тот художник, который создавал свои шедевры с размытым рисунком, где одна форма переходила в другую, и очень сложно было разобраться, где заканчается одно и начинается другое. Это и есть типичная алхимическая практика. Недаром, когда читаешь Гофмана с высоты уже какого-то полученного знания об эзотерике, всецело понимаешь, что Гофман очень точно цитирует в своих произведениях и кабалистов, и алхимиков. И все чудики Гофмана, его саламандры и прочие необыкновенные существа — если вдуматься, говорят на самом деле языком эзотериков и средневековых мистиков…»

Последние выпуски программы

Наслаждения в музыке. Передача вторая

Прекрасно всё, что ублажает взор. Ирина Кленская и Евгений Жаринов продолжают разговор о наслаждениях в музыке.

Наслаждения в музыке. Передача первая

Жизнь — захватывающая игра. Она должна быть красивой, похожей на произведение искусства. Самое главное в этой жизни — наслаждение. О наслаждении в жизни, в музыке, в искусстве поговорим в программе «Лабиринты. Тайная история музыки».

«Чёрный человек»: страхи в музыке. Передача вторая

Див – предвестник несчастья, которого все боялись, или он отвращает людей от опасных дел? Об этом в новой передаче «Лабиринты. Тайная история музыки», посвященной страху.