Национал-социализм и музыка Карла Орфа

1 апреля 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Ирина Кленская и Евгений Жаринов продолжают размышлять о знаменитой кантате немецкого композитора Карла Орфа «Кармина Бурана» — на этот раз в контексте эпохи нацистской Германии…
Авторы программы рассматривают извращенный героизм и романтическую эстетику фашизма, музыку масс и архетип судьбы. А также задаются устрашающим вопросом — коль скоро Карл Орф писал не «кабинетную музыку», а «музыку площадей», не мог ли он тем самым, явив миру свою «Кармина Бурана», спровоцировать алчущие массы на то, чтобы вдохновиться этой музыкой, а затем и обаянием всей героики национал-социализма?..
Евгений Жаринов: «...Почему вдруг это произведение появляется в 1936 году? Вот вам и Колесо Фортуны! Карл Орф совершенно неожиданно, случайно натыкается на этот текст, который его вдохновляет, он начинает его писать. Главная тема поражает сразу же: она разоружает всяких критиков, она — бесспорна, безусловна. Такое редкое сочинение, которое тут же у большинства вызывает симпатию. И это при всем при том, что уже в 1939 году фашисты придут к власти — вот-вот произойдет, по сути дела, легитимный государственный переворот. Мы видим, как наступает Третий рейх, который весь будет строиться на средневековой мистике — с его фюрером и с его вагнеровским звучанием. Николай Бердяев, будучи современником тех же событий, скажет впоследствии, что ХХ век — это „новое Средневековье“. И люди в виду всех этих диктатур окажутся в его власти. И это чувствуется в популярности музыки „Carmina Burana“ — возрождение этого „нового средневековья“ — а также то, что этот текст и эта музыка возникли в данной дате неслучайно…»

Последние выпуски программы

Наслаждения в музыке. Передача вторая

Прекрасно всё, что ублажает взор. Ирина Кленская и Евгений Жаринов продолжают разговор о наслаждениях в музыке.

Наслаждения в музыке. Передача первая

Жизнь — захватывающая игра. Она должна быть красивой, похожей на произведение искусства. Самое главное в этой жизни — наслаждение. О наслаждении в жизни, в музыке, в искусстве поговорим в программе «Лабиринты. Тайная история музыки».

«Чёрный человек»: страхи в музыке. Передача вторая

Див – предвестник несчастья, которого все боялись, или он отвращает людей от опасных дел? Об этом в новой передаче «Лабиринты. Тайная история музыки», посвященной страху.