«Замок герцога Синяя Борода»
18 марта 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Это предание о многих страданиях. Их смысл и значение понять вы должны… Видите замок? Он вам не знаком? Знайте же — тайна скрывается в нем…
Авторы программы «Лабиринты» открывают потаенные двери зловещего замка герцога Синяя Борода.
«Замок герцога Синяя Борода» — знаменитая сказка Шарля Перро и единственная опера венгерского композитора Беллы Бартока.
Евгений Жаринов: «...Я уверен, что девяносто процентов людей знают о Синей Бороде по сказке Шарля Перро. В центре сюжета — странный господин, который все время женится, и каждую жену предупреждает о запретной комнате, в которую нельзя заглядывать под страхом смерти. Вообще, это классический алгоритм ужаса. К слову сказать, эта сказка сильно вырывается из всех других светлых сказок Шарля Перро, где подобного ужаса нет. В связи с этим я вспоминаю, что Шарль Перро творит в эпоху царствования короля Людовика XIV — Короля-Солнца (фр. Louis XIV Le Roi Soleil) — воплощения абсолютной рациональности — того, что позже ляжет в основу так называемой классической европейской рациональности. Он же — современник Рене Декарта — одного из основоположников Ньютоно-картезианской парадигмы, которая определит развитие науки и механики Исаака Ньютона вплоть до конца XIX века. Весь мир представляется как хорошо налаженный часовой механизм, где все пружины, гайки и шестеренки работают по раз и навсегда заданному плану, а Бог представляется как Великий Геометр. Поэтому, если вы подстригаете газон в так называемом регулярном парке а-ля Ленотр, то этот газон, все кусты и деревья этого парка должны быть выстрижены в определенной геометрической форме, а не в той форме, которую позволяет им самовольная природа. Потому что Бог — Великий Геометр, и на несколько километров простирается терраса в знаменитом Версале, где вдали существует только горизонт между небом и землей — именно там застрянет глаз короля, который получит мандат неба, и будет управлять всей этой страной по законам рациональности. И вдруг — Шарль Перро со своей „Синей Бородой“, где нарушается всякая рациональность, где творится, черт знает, что, а сама сказка становится прекрасным предметом для исследований любого психоаналитика.
<…> Поэтому меня в сказке Шарля Перро интересует очевидное противоречие в историческом процессе между рациональностью и голой иррациональностью. В этом смысле я рассматриваю «Синюю Броду», как своеобразный контр-классицизм, где нет ничего построенного по принципу рациональности, а все строится по принципу странного и мистического запрета, который содержит в себе важнейший архетип мировой культуры — архетип сакральной тайны, которой никогда не стоит касаться…»
Разговор о Синей Бороде простирается далеко за рамки рассматриваемой фабулы: вы узнаете, что сказки — это коллективный сон народной души, поднимающий сокровенный и зачастую мистический опыт, а тайна и личность — всегда тождество, ибо любовь, смерть и всякая личность всегда исполнены тайны…