«Так говорил Заратустра»

  • 11 марта 2012
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Философский роман Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» имеет также подзаголовок «Книга для всех и ни для кого». Авторы программы «Лабиринты» пытаются разобраться в смыслах одного из ключевых текстов Нового времени…
В книге повествуется о судьбе и учении бродячего философа, взявшего себе имя Заратустра в честь древнеперсидского пророка Зороастра (Заратуштры). Одной из центральных идей романа является мысль о том, что человек — промежуточная ступень в превращении обезьяны в сверхчеловека (нем. Übermensch): «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной».
Евгений Жаринов: «...Ницше являет собой конец классического философского дискурса и представляет из себя уже симбиоз художественного творчества и философии. К слову, на Западе Ницше считают в большей степени литератором, нежели философом, и это в немалой степени проявляется в его книге „Так говорил Заратустра“. Этот роман в свое время очаровал весь мир, и в частности русский мир. Весь Серебряный век находился под обаянием Фридриха Ницше. Кто только не отдал дань увлечению Ницше и его книгой: это были и Дмитрий Мережковский, и Зинаида Гиппиус, и Николай Гумилев, и Александр Блок, и Максим Горький…
<…> Мировая культура воспринимает Ницше как некий переломный момент, когда эта культура перестает быть отческой (идущей от отца) и становится сыновей (идущей от сына, отрицающего своего отца). В этом смысле Ницше — это еще и рафинированная философия нигилизма (от латинского слова от лат. nihil — «ничто», «пустота»). Тут я еще раз удивляюсь русской классике — как милый добрый барин Иван Сергеевич Тургенев, создавая какой-то странный тип Базарова (персонаж романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», прим. ред.) — эдакого хиппи середины XIX века — уже предугадал всесилие философии нигилизма. В дальнейшем это будет «Преступление и наказание» с Родионом Раскольниковым, где еще задолго до Ницше Достоевский предвидит популярность нигилистической философии на Западе. И это предвидение оказывается верным, потому что всего несколько десятилетий спустя появляется такой феномен как Фридрих Ницше, который, как напишет потом Томас Манн, в некоторой степени воплощает собой очередную вариацию на тему сделки с дьяволом. Ведь царем пустоты (nihil) является никто иной как дьявол, потому что, если следовать утверждению из Книги Бытия Библии, Бог заполняет этот мир. Недаром одна из самых знаменитых фраз романа «Так говорил Заратустра» — «Бог умер» — как всякое зло будет обладать таким мощнейшим обаянием. И Ницше в данном случае предстает абсолютным адептом как нигилизма, так и самого зла…»

Последние выпуски программы

Наслаждения в музыке. Передача вторая

Прекрасно всё, что ублажает взор. Ирина Кленская и Евгений Жаринов продолжают разговор о наслаждениях в музыке.

Наслаждения в музыке. Передача первая

Жизнь — захватывающая игра. Она должна быть красивой, похожей на произведение искусства. Самое главное в этой жизни — наслаждение. О наслаждении в жизни, в музыке, в искусстве поговорим в программе «Лабиринты. Тайная история музыки».

«Чёрный человек»: страхи в музыке. Передача вторая

Див – предвестник несчастья, которого все боялись, или он отвращает людей от опасных дел? Об этом в новой передаче «Лабиринты. Тайная история музыки», посвященной страху.