«Король Лир»

26 февраля 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Король Лир» — драма Уильяма Шекспира о хрупкости человеческого величия и трагедии невысказанного слова…
Евгений Жаринов: «...Ведь, посмотрите, Король Лир попадается на свое же собственное заблуждение, а именно — что с ним низко поступить никто не может. Это, если хотите, хрупкость величия и хрупкость человека, который настолько уверен в своем величии, что не замечает, что его могут окружать шакалы, что его могут окружать низкие душонки, и мотивы поведения этих низких душонок, как, скажем, его дочерей Гонерильи и Реганы, могут быть самыми примитивными. Он всецело уверен в своем величии: что он вызывает только уважение и почтение, и никто не смеет им манипулировать. Но, как сказал один из великих, у низких душонок одна только радость — унизить нечто значительное, и таким образом самоутвердиться, потому что по-другому самоутвердиться они не могут.
В связи с этим здесь мы сталкиваемся с такой особенностью шекспировской драмы как психологизм: Шекспир прекрасно знает природу человеческой души и понимает скрытые мотивы этих людей. <…> Ведь всё в этой трагедии начинается с ложно понятого поступка любимой дочери Лира Корделии, которая не желает, как она считает, лживой риторикой девальвировать свое чувство к отцу. Потому что любовь её к отцу такова, что словами не выразить. Поэтому она все делает молчаливо, а его это раздражает.
Посмотрите, сколько семей вокруг нас, где дети вырастают недолюбленными, а родители могут годами копить обиды на своих детей, только лишь потому, что и родители, и дети не находят нужных слов. Ведь все не так просто: если бы Корделия в нужный момент нашла искренние слова, то и трагедии бы не было. Сам Лир всё в этом вопросе ориентирует на неё. Я очень сомневаюсь в том, что такой проницательный правитель, такой сердцевед и глубокий человек, как Лир не знает, что это за дочери — Гонерилья и Регана. Явно, что они не любимые его дети. Они откровенно завидуют Корделии и ревнуют её, потому что она — любимица отца. Поэтому для них его решение становится совершенно неожиданным. Они изначально уверены в том, что большая часть земли достанется Корделии, и вдруг такой неожиданный ход, потому что она не находит слова. И сколько же в нашей жизни подобных трагедий и искаженных судеб, когда родители и дети не находят нужных слов любви…»

Последние выпуски программы

Наслаждения в музыке. Передача вторая

Прекрасно всё, что ублажает взор. Ирина Кленская и Евгений Жаринов продолжают разговор о наслаждениях в музыке.

Наслаждения в музыке. Передача первая

Жизнь — захватывающая игра. Она должна быть красивой, похожей на произведение искусства. Самое главное в этой жизни — наслаждение. О наслаждении в жизни, в музыке, в искусстве поговорим в программе «Лабиринты. Тайная история музыки».

«Чёрный человек»: страхи в музыке. Передача вторая

Див – предвестник несчастья, которого все боялись, или он отвращает людей от опасных дел? Об этом в новой передаче «Лабиринты. Тайная история музыки», посвященной страху.