«Гамлет»

  • 22 января 2012
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В рамках разговора о Шекспире авторы программы «Лабиринты» анализируют ключевой образ трагедий великого английского драматурга — Гамлета…
Ирина Кленская и Евгений Жаринов ищут следы Гамлета в литературных произведениях последующих эпох, включая русскую классику; размышляют над сложной и зачастую мистической художественной взаимосвязью «отец и сын»; и вновь обращаются к важнейшей экзистенциальной проблеме всей человеческой жизни — «Быть или не быть?»
Евгений Жаринов: «..В связи с Гамлетом, мы нередко забываем о том, что здесь возникает еще одна фундаментальная тема — сумасшествие Гамлета. Потому что мы до конца так и не знаем, разыгрывает ли он сумасшедшего или действительно является сумасшедшим. Его так называемый ум, напоминающий остро отточенную бритву, который вскрывает все нити и снимает все маски — выдерживает ли он этот накал? Ум, которому открыты даже тайны загробного мира, и только с ним единственным собирается говорить Призрак отца. У всех остальных этот Призрак вызывает лишь ужас: „Куда ведешь? Я дальше не пойду“. Не от этого ли Гамлет сходит с ума? <…> Взгляните, ведь Призрак появляется как раз в тот момент, когда в Эльсиноре появляется сам Гамлет. Не указывает ли это на тех внутренних демонов, которые вырываются из души Гамлета? И тогда появление Призрака можно расценивать как ответ на заданный вопрос, ответ на то ожидание, которое, собственно, являет собой пылающее нечто как Гамлет. Его разрывают противоречия, и ревность, и обида. Здесь накладывается и ощущение предательства матери, которая не сносила еще траурных ботинок, а уже вышла замуж за другого мужчину; и странное сопутствие эгоизма и любви, потому что любовь Гамлета к отцу носит весьма эгоистический характер; и элемент инфантильности, когда Гамлет, потерявший в лице своего отца покровителя и наставника, чувствует себя оставленным и брошенным. В это же самое время на него обрушиваются все проблемы, в том числе, связанные и наследством. И Гамлет, не будучи дурачком, чувствует надвигающуюся опасность. Он прекрасно понимает, на краю какой пропасти оказался после неожиданной смерти своего отца. И в этот самый момент на его желание появляется Призрак, который говорит ему все то, что Гамлет жаждет услышать…»

Последние выпуски программы

Наслаждения в музыке. Передача вторая

Прекрасно всё, что ублажает взор. Ирина Кленская и Евгений Жаринов продолжают разговор о наслаждениях в музыке.

Наслаждения в музыке. Передача первая

Жизнь — захватывающая игра. Она должна быть красивой, похожей на произведение искусства. Самое главное в этой жизни — наслаждение. О наслаждении в жизни, в музыке, в искусстве поговорим в программе «Лабиринты. Тайная история музыки».

«Чёрный человек»: страхи в музыке. Передача вторая

Див – предвестник несчастья, которого все боялись, или он отвращает людей от опасных дел? Об этом в новой передаче «Лабиринты. Тайная история музыки», посвященной страху.