«Сон в летнюю ночь»
8 января 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Ирина Кленская и Евгений Жаринов продолжают изучать парадоксального Шекспира — на этот раз через призму знаменитой комедии «Сон в летнюю ночь»…
Евгений Жаринов: «...А сколько у Шекспира готики! Как Шекспир будет необычайно популярен именно в эпоху романтизма, когда готика станет мейнстримом развития всего искусства романтизма. Вот, мы берем вроде бы такую невинную штучку как „Сон в летнюю ночь“. Но, если приглядеться, то эта невинная штучка замешана на угрозе убийства. И мы видим, что вместе с эросом (а вещичка-то, в общем-то, о любви) снова присутствует готика. Есть некое место — некая роща, находящаяся недалеко от такого центра культуры и цивилизации как Афины, в котором царствует такой культовый персонаж как Тезей. Тезей — очень важная с точки зрения греческой мифологии фигура, поскольку, убив минотавра — свирепое чудовище, отрицающее само понятие жизни — он тем самым освободил всю греческую культуру от власти минойской цивилизации — цивилизации чудовищ; и начинается цивилизация героев — светлых богов. Именно к Тезею обращается отец главной героини, чтобы он помог разрешить ему как отцу право женитьбы. Дочь не хочет выходить замуж за Деметрия — афинского аристократа. Тогда отец собирается воспользоваться своим правом в случае отказа дочери от женитьбы — убить. И страх смерти нависает надо всей этой веселой радостью…
<…> На мой взгляд, одна из причин современности Шекспира заключается в том, что он всегда говорит о страстях. Он не выстраивает человека по какой-то определенной схеме, а показывает, что человек — это игра страстей, причем таких страстей, над которыми сам человек абсолютно не властен. Как говорил его же Макбет, жизнь человека, что речь безумца — лишь шум и ярость, и больше ничего…»