Конфликт Эроса и Танатоса
4 декабря 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Дон Жуан» и неправильная гармония барокко, «Дон Жуан» и романное слово, «Дон Жуан» и зло, рожденное из самостоятельности природы — вот лишь некоторые из тем, которые исследует очередная программа «Лабиринты»…
Евгений Жаринов: «Дон Жуан» — есть порождение эпохи испанского барокко. И Моцарт во многом творит под влиянием барокко. Неслучайно опера «Дон Жуан» станет одной из самых успешных его опер, потому что здесь совпадет стиль барокко, фигура барокко и музыка барокко. Философия барокко заключается в трех словах — «мир, порожденный богом», а в результате — мир, порожденный неправильной химической реакцией больного моллюска. Эту жемчужину неправильной формы следовало бы выбросить, но нет — это становится предметом эстетики. Барокко не знает правильных форм — барокко знает только карликов и уродов, барокко эстетизирует смерть, делая ее сексуальной. Отсюда рождается вся сложность образа Дон Жуана. Он, с одной стороны, идет на соблазн, а с другой стороны, рука Командора — как тяжело пожатие каменной его десницы. С одной стороны — Эрос, а с другой стороны — Танатос. Это — порождение искусства барокко, потому что барокко — это мир, рожденный в результате неправильной химической реакции больного моллюска, когда даже Эрос становится Танатосом, когда даже смерть становится сексуальной и соблазнительной…»