Поклонники Вагнера
6 ноября 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Ирина Кленская и Евгений Жаринов продолжают изучать Вагнера и на этот раз рассматривают нравственные аспекты мифологических мотивов его опер на примере тех, кто в то или иное время высоко чтил композитора и вдохновлялся его музыкой…
Евгений Жаринов: «...Не кажется ли вам, что Вагнер, возможно, и ставил перед собой высшие задачи, причем позитивные задачи, желая, как человек своей классической парадигмы, привести слушателей к осознанию некой гармонии, некого идеала по законам Платона. Скорее всего, так оно и было, потому что Вагнер — дитя классической культуры, которая вся строится на подобном пафосе. А в результате получился Гитлер, в результате, мы видим, что он может в одинаковой степени вдохновлять на абсолютный деконструктивизм политика, сумасшедшего и социопата. А в результате появился Ницше — потому что Ницше и Вагнер, если не братья-близнецы, то очень близкие по духу существа. И в результате именно Вагнера будут копировать поэты модернисты, утверждающие о существовании абсолютного хаоса. Думаю, такого результата он никогда не желал и никогда не предвидел, и, возможно, после этого тысячу раз бы отказался от всего того, что создавал, не ведая последствий. Просто Вагнер в силу своей глубины, какой-то рафинированной частоты, в силу проникновения своего гения, музыкального и художественного дара, своего даже комбинационного искусства (когда он соединяет всю силу различных искусств и направляет их лучом в одну точку, чтобы это загорелось), коснулся слишком неведомых вещей (того же Грааля), которых, возможно, лучше бы не касаться вовсе…»