Был ли Дон Кихот сумасшедшим?
25 сентября 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Разговор о Дон Кихоте обращается к миру, который без безумия ничего не стоит.
Евгений Жаринов: «...Дон Кихот — уникальный феномен. И вот почему… Как случилось, что персонаж, рожденный исключительно на испанской почве в определенную историческую эпоху — достаточно жестокую, далекую от нас, в некотором смысле дикую — как удалось создать столь уникальный образ, который становится близким многим людям самых разных национальностей и культур?..
<…> Дело в том, что этот образ рожден из общей католической теологической культуры. Неслучайно ренессанс в Испании называют «христианским гуманизмом» — это был не тот ренессанс, который мы видим в остальной Европе. Франциск Ассизский говорил, что «следовать за Христом легко и тяжело одновременно» — это как раз и есть принцип Дон Кихота. Что значит легко и тяжело? Он говорил, что надо просто всегда идти до предела и жить «на пределе своих возможностей». Притча рассказывает, что когда Франциск Ассизский находился уже в полном измождении, его мучили стигматы, он не мог ходить и лежал зимой в своей не отапливаемой келье, к нему пришел ученик и сказал: «Давай я хоть разведу тебе костер, чтобы ты мог согреться». На что Франциск кротко и ясно ему ответил: «Прежде чем развести огонь у меня в лачуге, сходи по миру, и если ты найдешь хотя бы одного нищего, которому хуже, чем мне, не надо разводить огонь». Вот вам дон-кихотовский принцип — идти за горизонт. Заметим, за этим строится человеческий опыт самого Сервантеса…»