«Фауст» — от Гуно до Шнитке
11 сентября 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Романтика и дьявольщина. «Фаусты» Гуно, Берлиоза, Шумана, Листа, Малера и Шнитке. Хиты столетий и «Поговорки ада». Авторы программы «Лабиринты» изучают демонов в искусстве.
Евгений Жаринов: «...Когда человечество в своем полном составе (особенно европейцы) выстроилось в очередь, чтобы подписать договор с дьяволом, то уже тот человек, который по каким-либо причинам этого договора не заключает, кажется даже немодным. По этой же причине романтики, которые прекрасно улавливали эту концепцию времени, которые очень даже радовались и потирали руки после кризиса революции, которая вся была воплощением того, что мы называем просвещением, они говорили: „Вот, куда завели вас свет и разум. Вот, смотрите, властвует здесь гильотина и не более того. Не порядок, а хаос властвует миром“. Понятие „романтическое“, если говорить о генезисе этого понятия, — это как раз описание насилия, производимого природой над человеком — в виде цунами, низвержений вулканов, бурь на море, социальных потрясений, в виде инцеста и прочих грехов. Это всё и есть „романтическое“…»
Вас ожидает очередное потрясающее и обескураживающее исследование. Почему герой всех романтиков — дьявол, а вся дьявольщина преимущественно немецкого происхождения? Кто был последним романтиком в истории? Как будет звучать Апокалипсис? Почему иногда вдруг возникает желание ударить простого и доброго человека? Чем опасна романтическая музыка и чреват человеческий восторг? И куда способна вознести та самая категория возвышенного?..