Как отличить добро от зла? — «Фауст»
4 сентября 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Доброе также легко превращается в злое, как и злое в доброе…». И как понять, где зло, а где добро — вот задача, которую много веков пытается разрешить человечество. Ответа на вопрос все нет, и «Фауст» снова и снова привлекает мыслителей…
Евгений Жаринов: «...Вы, видимо, имеете в виду знаменитую цитату, которою использует Булгаков в качестве эпиграфа к своему роману „Мастер и Маргарита“: „Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…“ (Гёте, „Фауст“). Но при этом мы знаем, что „Фауст“ Гёте повлиял на всю романтическую эстетику, и в частности немецкую. Немецкие романтики возьмут эту пресловутую диалектику добра и зла, которая говорит нам о том, что в зле существует добро, как снятое, и, наоборот, в добре существует зло, как снятое. Но мы также знаем, что эта самая диалектика древнее и Гёте, и Фауста, и, уж тем более, романтиков. Это то, что мы называем манихейской ересью — V век нашей эры, пророк Мани, Персия, где впервые была высказана идея диалектики добра и зла. В этом смысле „Фауст“ Гёте — своеобразный интертекст, который вбирает в себя очень многие эзотерические традиции. Да и сама фигура Фауста непростая — не Гёте ее придумал. Прототипов было несколько…»
Что же это за прототипы? Немногим известно, что истоки следует искать в народной немецкой книге «История доктора Фауста». Вы также узнаете, при чем здесь Мартин Лютер Кинг, протестантизм, алхимия и современная наука. Как ключевой вопрос «Заключать сделку с дьяволом или нет?» связан с эпохальным переходом из Средневековья в Возрождение; и если всё же заключать рискованную сделку, то во имя чего? Стоит ли оно того, и каковы будут последствия?
А также Фаусты наших дней — сколько людей сегодня сознательно и бессознательно связаны тёмным договором?
Поразительно, захватывающе и мистично авторы программы «Лабиринты» исследуют вопрос — имеет ли всё-таки Тьма право на легитимность?..