Табула шестая. Бесценная коллекция

Выпуск 6
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В магазине скрипок на Бродвее часто собирались выдающиеся мастера смычка и обсуждали новинки коллекции. Крейслеру всегда были рады. Однажды он украдкой взял с витрины инструмент стоимостью в скромные 30 долларов и принялся извлекать из него такие же волшебные звуки, как из своей бесценной Гварнери Дель Джезу. Узнав о трюке, хозяин заведения сокрушался, что продешевил с инструментом. На что Крейслер сказал, что дело не в скрипке, а в том, кто на ней играет. Впрочем, так было не всегда.
Первый гастрольный тур по Америке оказался неудачным, потому как из дешёвенькой скрипки можно было извлечь только тусклый звук, не подходящий для огромных залов. Вернувшись в родную Вену, Фриц в сердцах сдал скрипку в ломбард. Когда хватился, её уже продали и пришлось брать инструменты напрокат. Иногда у случайных знакомых. Порой не зная, на чём будет играть следующий концерт, Крейслер научился добиваться чарующих звуков на любой «деревяшке».
Табула шестая. Бесценная коллекция
Однажды после выступления к нему подошёл восторженный слушатель и предложил меценатскую помощь в продвижении карьеры. А потом заразил страстью к коллекционированию старинных скрипок. В пятьдесят лет артист исполнил детскую мечту, купив Дель Джезу. Он мог часами рассказывать об её истории, полной драматичных моментов: оказывается, её создателя арестовали по ложному доносу коллег-завистников и затем убили. Одним из первых владельцев инструмента был боевой генерал армии Наполеона. Попав в плен, он лишь под угрозой смерти показал тайник, где спрятал скрипку.
Крейслеру пришлось расстаться с Дель Джезу тоже не по своей воле: чтобы избежать тюрьмы за налоговые правонарушения, подарил её американскому государству. С тех пор чувствовал себя осиротевшим, ведь Дель Джезу не выпускал из рук больше четверти века. В память о раритете сохранил его французскую копию, а остальные инструменты из коллекции вскоре продал, передав деньги на благотворительность. Со временем все скрипки, на которых играл Крейслер, стали носить его имя.

Последние выпуски программы

Табула одиннадцатая. Обезоруживающее мастерство

«Когда я думаю о пассаже, то представляю себе пистолет: лёгкое нажатие на курок и выстрел сделан…», — делился секретами мастерства Фриц Крейслер.

Табула десятая. Чтобы помнили

Два скрипача-вундеркинда из Центральной музыкальной школы играют в викторину: по очереди угадывают исполнителей, чьи записи звучат на пластинках из «Золотой коллекции классики».

Табула девятая. Щедрость по наследству

По улицам сверкающего рекламой Манхеттена неспешно идёт пожилой человек в стареньком пальто и давно вышедшей из моды шляпе.