Табула вторая. К России с любовью
Выпуск 2
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Молодой человек двадцати с небольшим лет в сопровождении полицейских царской России спешно покидает границы империи. На паспортном контроле предъявляет документ на имя Фрица Крейслера. Данные пограничникам ни о чём не говорят. Но по футляру от скрипки догадываются, что перед ними музыкант. Правда, инструментом Фриц в тот раз не воспользовался — выступлению при дворе Николая II предпочёл свидание с первой попавшейся ему на улице красоткой.
Сначала Фрица вышвырнули из отеля за неоплаченный номер, а потом с позором из самой страны. Через десять лет Крейслер снова приедет в Россию, но уже в ранге звезды. В аккомпаниаторы ему достался выпускник Московской консерватории Любошиц. Знакомство с его старшей сестрой, скрипачкой Леей обернулось страстным романом. Сплетники утверждали, что во многом из-за привязанности к очень красивой девушке благополучно женатый Фриц потом регулярно приезжал в Россию.
![Табула вторая. К России с любовью](https://img.orpheus.ru/l2TAQD6UElfsFR2BewR1nS9osOExEwGmIB4Ag6mblNU/resize:fit:1440:1440:0:0/bG9jYWw6Ly8vaS8xNDMvMTA1LzU5NDU0OTNiLmpwZw==.jpg)
Вояжи продолжались до начала Первой мировой, когда он отправился воевать против русских. Политика — дама изменчивая, и спустя несколько лет скрипача снова были рады видеть в стране победившего пролетариата. За четыре концерта в Москве, Ленинграде и Киеве предложили огромный по тем временам гонорар в 10 тысяч долларов. Но артист отказался, дипломатично сославшись на усталость.
На самом же деле от поездки отпугнул разговор с Анатолием Луначарским, некогда всесильным наркомом просвещения страны Советов. Тот настоятельно попросил не включать в программу сочинения Моцарта и Баха, а также Чайковского и Мендельсона, мол, их музыка не соответствует идеологии большевиков. Советский Союз так и не попал в гастрольный график Крейслера.
Незадолго до смерти маэстро в его нью–йоркской квартире побывал советский скрипач Давид Ойстрах. В подарок он привёз афишу, извещавшую о концерте в Московской консерватории в честь 85-летия Крейслера: «Я думал, что уже принадлежу к прошлому и меня все забыли», — произнёс растроганный юбиляр и поставил гостю пластинку. На ней он играл в дуэте с Сергеем Рахманиновым, с которым познакомился в Москве полвека назад.