Иоганнес Брамс и Ян Сибелиус

  • 11 сентября 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В ближайшие выходные в рубрике «Концертный зал» мы транслируем концерт, состоявшийся в московской Соборной палате 4 мая 2022 года. В тот вечер прозвучали сочинения композиторов разных стран и эпох: три великих скрипичных концерта ХХ столетия, написанные Яном Сибелиусом, Сергеем Прокофьевым и Сэмуэлом Барбером, а также две оркестровых произведения: «Трагическая увертюра» Брамса и симфоническая поэма «Финляндия» Сибелиуса. Дубненским симфоническим оркестром дирижировал один самых ярких и харизматичных российских дирижеров Николай Хондзинский, сольную партию в концертах для скрипки исполнил великолепный скрипач-виртуоз Сергей Поспелов.
Собрать вместе такие непростые для исполнения произведения решится не всякий дирижер, а уж исполнить в один вечер три виртуозных и столь многоплановых по драматургии скрипичных концерта — это настоящий исполнительский подвиг, который Сергей Поспелов совершил с истинным артистизмом и блеском. В итоге по качеству исполнения концерт в Соборной палате стал одним из самых ярких музыкальных событий сезона, и послушать его трансляцию на радио «Орфей» должен каждый любитель классической музыки.
Мы разделили монументальную и протяженную программу — почти 2 часа музыки! — на две части. В воскресенье 11 сентября в в программе «Концертный зал» прозвучат: «Трагическая увертюра» Иоганнеса Брамса и два сочинения Яна Сибелиуса: концерт для скрипки с оркестром и симфоническая поэма «Финляндия».
«Трагическая увертюра» Иоганнеса Брамса, написанная в начале 80-х годов 19-го века, в период творческого расцвета композитора, составляет контрастную пару с другой увертюрой — «Академической». Говоря об этих сочинениях, Брамс отмечал: «одно из них смеется, другое плачет». Впрочем, в музыке господствует скорее не трагизм, а драма и эпос — как это часто бывает у немецкого мастера.
Воскресный выпуск программы «Концертный зал» продолжит Скрипичный концерт Яна Сибелиуса, который считается кульминацией творчества финского композитора, своего рода симфонией для скрипки с оркестром — и по масштабам, и по глубине содержания. Между тем, путь к слушателю этого шедевра был непростым: премьера изначальной версии в феврале 1904 года завершилась провалом, и композитор сразу же начал работать над новой редакцией, сокращая форму и немного упрощая сложности сольной партии. Первое исполнение второй версии — на сей раз успешное — состоялось осенью следующего года в Берлине под управлением Рихарда Штрауса, и с тех пор концерт признан жемчужиной скрипичного репертуара
Завершит воскресную программу «Концертный зал» еще одно сочинение Сибелиуса — симфоническая поэма «Финляндия». Изначально она была написана как заключительная часть цикла оркестровых картин, посвященных мифологии и жизни финского народа. Эта часть называлась «Пробуждение Финляндии». Вскоре после окончания работы над циклом, в начале 1901 года композитор создал на основе последней пьесы самостоятельную симфоническую поэму, ставшую одним из самых популярных его произведений.
Уверены, что вы получите удовольствие от концерта, в котором прекрасная музыка сочетается с великолепным, мастерским исполнением российских музыкантов.
Программа «Концертный зал» 11 сентября 14:00. Ведущий Роман Берченко.

Последние выпуски программы

  • 8 октября 2022

Юбилей Симфонического оркестра радио «Орфей»

В нынешнем сезоне Симфонический оркестр радио «Орфей» празднует свой четвертьвековой юбилей. В программе прозвучит запись одного из концертов оркестра в Светлановском зале Московского международного дома музыки.

  • 2 октября 2022

Венские классики

Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр филармонии под управлением народного артиста РФ Николая Алексеева исполнит произведения трех венских классиков — Гайдна, Моцарта и Бетховена.

  • 1 октября 2022

Свердловская филармония на радио «Орфей»

Старт масштабного совместного проекта радиостанции «Орфей» и Свердловской филармонии. В программе - «Фантастическая симфония» Гектора Берлиоза в исполнении Уральского академического филармонического оркестра под управлением художественного руководителя и главного дирижера Дмитрия Лисса.