В классической музыке композитор стоит на вершине пирамиды. От исполнителей, располагающихся на её нижних этажах, он отделён непроницаемой завесой. За ней происходит сочинение музыки — священнодействие, таинство, общение с высшими сферами…
В джазе всё не так. Грань между композитором и исполнителем не просто размыта — очень часто это один и тот же человек, играющий свою музыку.
Наш герой Георгий Гаранян — самоучка, не получивший музыкального образования. Но это не помешало ему стать вначале выдающимся саксофонистом, затем аранжировщиком, дирижёром, руководителем нескольких оркестров и прекрасным композитором.
Сочинять Георгий Арамович начал ещё в конце 50-х — начале 60-х годов, для собственных джаз-ансамблей — «Золотой восьмёрки» и квартета с Николаем Громиным. Дальше был биг-бэнд Олега Лундстрема — оркестр-академия, где маэстро не только поднимал своих музыкантов на новый уровень, но и раскрывал все их таланты. Пьеса 30-летнего Гараняна «Четыре друга», записанная оркестром Лундстрема, и сегодня впечатляет свежим звучанием и шикарными соло.
Следующей ступенью нашего героя стал Концертный ансамбль Гостелерадио. Его руководитель Вадим Людвиковский продолжил развивать дарование Гараняна-композитора: коллектив играл и записывал его музыку. Пьесы тех лет — «Талисман», «Радуга» и другие — сочетают зрелое мастерство с особой «изюминкой», ставшей отличительной чертой Гараняна.
Возглавив ансамбль «Мелодия», музыкант получил новые возможности сочинять. И хотя основную часть работы занимали записи советских песен в джазовой обработке, аккомпанемент известным артистам и джазовый мейнстрим, Гаранян находил время для авторских проектов — да ещё каких! Диск «Лабиринты» — экспериментальный, «колючий», почти авангардный, — был записан в первый же год существования «Мелодии» и произвёл эффект разорвавшейся бомбы. А его центральный трек — 9-минутная композиция Гараняна под названием «Ленкорань» (по имени города в Азербайджане) — свела с ума советских меломанов непривычным колоритом, неслыханными ритмическими сбивками и просто сумасшедшими соло.
В эпоху «Мелодии» Георгий Арамович сочинил и записал множество прекрасных пьес, но на рубеже 70-х — 80-х годов ему удалось ещё раз шокировать фанатов. В альбом «Концерт в Бомбее», приуроченный к гастролям ансамбля в Индии, Гаранян включил свою пьесу «Водоворот». Её энергия буквально выплёскивается на слушателя. Эта композиция, открывшая в нашей стране эпоху джаз-рока и фьюжн — одно из высших достижений Гараняна-композитора.
Впрочем, Георгий Арамович сполна реализовал свои композиторские амбиции ещё в одной сфере, обожаемой им с юности. Речь о киномузыке. Но о ней мы расскажем отдельно.