Табула девятая. Господин сочинитель. Часть первая: джаз

Выпуск 9
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В классической музыке композитор стоит на вершине пирамиды. От исполнителей, располагающихся на её нижних этажах, он отделён непроницаемой завесой. За ней происходит сочинение музыки — священнодействие, таинство, общение с высшими сферами…
В джазе всё не так. Грань между композитором и исполнителем не просто размыта — очень часто это один и тот же человек, играющий свою музыку.
Наш герой Георгий Гаранян — самоучка, не получивший музыкального образования. Но это не помешало ему стать вначале выдающимся саксофонистом, затем аранжировщиком, дирижёром, руководителем нескольких оркестров и прекрасным композитором.
Табула девятая. Господин сочинитель. Часть первая: джаз
Сочинять Георгий Арамович начал ещё в конце 50-х — начале 60-х годов, для собственных джаз-ансамблей — «Золотой восьмёрки» и квартета с Николаем Громиным. Дальше был биг-бэнд Олега Лундстрема — оркестр-академия, где маэстро не только поднимал своих музыкантов на новый уровень, но и раскрывал все их таланты. Пьеса 30-летнего Гараняна «Четыре друга», записанная оркестром Лундстрема, и сегодня впечатляет свежим звучанием и шикарными соло.
Следующей ступенью нашего героя стал Концертный ансамбль Гостелерадио. Его руководитель Вадим Людвиковский продолжил развивать дарование Гараняна-композитора: коллектив играл и записывал его музыку. Пьесы тех лет — «Талисман», «Радуга» и другие — сочетают зрелое мастерство с особой «изюминкой», ставшей отличительной чертой Гараняна.
Возглавив ансамбль «Мелодия», музыкант получил новые возможности сочинять. И хотя основную часть работы занимали записи советских песен в джазовой обработке, аккомпанемент известным артистам и джазовый мейнстрим, Гаранян находил время для авторских проектов — да ещё каких! Диск «Лабиринты» — экспериментальный, «колючий», почти авангардный, — был записан в первый же год существования «Мелодии» и произвёл эффект разорвавшейся бомбы. А его центральный трек — 9-минутная композиция Гараняна под названием «Ленкорань» (по имени города в Азербайджане) — свела с ума советских меломанов непривычным колоритом, неслыханными ритмическими сбивками и просто сумасшедшими соло.
В эпоху «Мелодии» Георгий Арамович сочинил и записал множество прекрасных пьес, но на рубеже 70-х — 80-х годов ему удалось ещё раз шокировать фанатов. В альбом «Концерт в Бомбее», приуроченный к гастролям ансамбля в Индии, Гаранян включил свою пьесу «Водоворот». Её энергия буквально выплёскивается на слушателя. Эта композиция, открывшая в нашей стране эпоху джаз-рока и фьюжн — одно из высших достижений Гараняна-композитора.
Впрочем, Георгий Арамович сполна реализовал свои композиторские амбиции ещё в одной сфере, обожаемой им с юности. Речь о киномузыке. Но о ней мы расскажем отдельно.

Последние выпуски программы

Табула десятая. Господин сочинитель. Часть вторая: кино

Великий джазмен Георгий Гаранян был замечательным композитором. Сегодня это понимают и признают все. Но при жизни мэтра эта сторона его творчества часто оказывалась в тени: её заслоняла кипучая концертная деятельность Гараняна, его карьера солиста, дирижёра, аранжировщика, руководителя нескольких прославленных оркестров….

Табула восьмая. Караян

Человеческие судьбы иногда поражают странными сплетениями. В 1762 году коммерсант по имени Георгиос Караяннис переехал из Греции в Саксонию, основав хлопчатобумажную фабрику. 30 лет спустя он получил рыцарский титул и сменил фамилию на Караян. А через столетие с небольшим на свет появился его праправнук — будущий всемирно известный дирижёр Герберт фон Караян.

Табула седьмая. Высоцкий

В жизни Георгия Гараняна был эпизод, о котором и он сам, и его биографы говорили с особым придыханием. Речь о совместной работе с великим поэтом и актёром Владимиром Высоцким.