Человеческие судьбы иногда поражают странными сплетениями.
В 1762 году коммерсант по имени Георгиос Караяннис переехал из Греции в Саксонию, основав хлопчатобумажную фабрику. 30 лет спустя он получил рыцарский титул и сменил фамилию на Караян. А через столетие с небольшим на свет появился его праправнук — будущий всемирно известный дирижёр Герберт фон Караян.
Когда маленькому Герберту было 7 лет, в Османской империи началась армянская резня. Потеряв родителей, человек по имени Арам Караян бежал из Турции в Россию. Здесь он женился, изменил фамилию на Гаранян. Его сын Георгий — полный тёзка того самого коммерсанта из Греции — стал знаменитым российским джазменом, в том числе выдающимся дирижёром.
Даже если это просто совпадения, они не случайны.
К дирижированию Георгий Арамович пришёл не сразу. Пройдя джазовые университеты в оркестрах Юрия Саульского, Олега Лундстрема, Вадима Людвиковского, в начале 70-х годов он создал собственный коллектив — легендарный ансамбль «Мелодия». В это же время Гараняна пригласили на должность дирижёра в Симфонический оркестр кинематографии. И тут выяснилось, что знаменитый маэстро не имеет не только дирижёрского диплома, но даже начального музыкального образования. Он был самоучкой, достигшим вершин мастерства упорным трудом, помноженным на невероятный талант.
Чтобы иметь законное право руководить оркестром, Георгий Гаранян за несколько месяцев экстерном окончил курсы дирижёров при Московской консерватории. Потом шутил, что получил то ли среднее, то ли повышенное образование.
Встав за дирижёрский пульт оркестра Госкино, Гаранян сразу же попал в историю. Как раз в эти годы вышли культовые ленты, которые мы смотрим до сих пор. Под управлением Георгия Арамовича звучат прекрасные мелодии Микаэла Таривердиева в «Иронии судьбы, или с лёгким паром», знаменитая тема Эдуарда Артемьева из киноленты «Свой среди чужих, чужой среди своих», великолепная музыка Александра Зацепина и Геннадия Гладкова из двух версий «12-ти стульев», снятых Леонидом Гайдаем и Марком Захаровым. А ещё — «Романс о влюблённых», «Приключения Буратино», «Родня» и десятки других названий.
Уверенная дирижёрская рука Гараняна годами вела к успеху и его джазовые оркестры — ансамбль «Мелодия», Московский и Краснодарский биг-бэнды. Все музыканты, работавшие с Георгием Арамовичем, отмечали не только его высочайший профессионализм и лидерские качества. На записях и концертах Гаранян создавал особую атмосферу — доброжелательную, творческую, мотивируя оркестрантов, раскрывая их лучшие качества.
Так что, возвращаясь к началу нашей истории: не только в Германии, но и у нас в России в ХХ веке был великий дирижёр по фамилии Караян — без всякой приставки «фон».