Среди великих музыкантов есть избранные — те, кому помимо признания и славы, предназначена особая миссия. Из длинного списка выхватим наугад три имени. Дирижёр Геннадий Рождественский, все силы положивший на то, чтобы донести до широкой публики музыку советского авангарда — сочинения Альфреда Шнитке, Софии Губайдулиной, Эдисона Денисова и других. Педагог Надя Буланже, определившая судьбу многих гениев ХХ века — от Джорджа Гершвина и Леонарда Бернстайна до Мишеля Леграна и Астора Пьяццоллы. Альтист Юрий Башмет, утвердивший альт в качестве равноправного сольного инструмента на концертной эстраде.
В этом же ряду — Георгий Гаранян. Он влюбил в джаз миллионы людей, вывел его из маленьких элитарных клубов в огромные концертные залы. Вот как музыкант определил свою миссию: «Я изо всех сил хочу, чтобы та музыка, которую я играю, нравилась всем. Мне хочется, чтобы простые люди, приходя на мой концерт, уходили довольными и счастливыми».
Чтобы решить эту задачу, Георгий Арамович поступил просто: он соединил джазовую музыку с эстрадной. При этом выиграли оба направления: джаз вышел на самую широкую аудиторию, а советская эстрада, которая к началу 70-х основательно закостенела, вдруг обрела свежую кровь — новые ритмы, интонации, непривычное звучание.
В поисках пути к массовому зрителю Гаранян первым делом ринулся в кино и мультипликацию. Это его саксофон хохочет вместе с зайцем в комнате смеха из второго выпуска мультфильма «Ну погоди!», под его изумительное соло отплясывает рок-н-ролл Андрей Миронов на палубе океанского лайнера в песне «Остров невезения» в фильме «Бриллиантовая рука». Оркестр под управлением Гараняна звучит в культовых лентах 70-х — «Свой среди чужих, чужой среди своих», «12 стульев», «Ирония судьбы», «Романс о влюблённых».
В 1973 году Георгий Гаранян создаёт ансамбль «Мелодия», ставший легендой. Его визитная карточка — песни советских композиторов в джазовой обработке. Первая же виниловая пластинка разошлась тиражом в 4 миллиона. А пару лет спустя медная группа ансамбля, лучшая в стране на тот момент, участвовала в записи альбома Давида Тухманова, перевернувшего историю советской эстрады — «По волне моей памяти».
Но всё это было только началом пути. Георгий Гаранян становится главным дирижёром Московского цирка на Цветном бульваре, создаёт два джазовых биг-бэнда — один в Москве, другой в Краснодаре. В начале 2000-х Олег Лундстрем передаёт Гараняну свой легендарный оркестр, где юный Георгий когда-то начинал музыкальный взлёт в должности шестого саксофониста. В 2004 году Георгий Арамович возрождает ансамбль «Мелодия», затем создаёт на его основе Московский биг-бэнд. Маэстро получает собственный абонемент в Большом зале Московской консерватории, соединяет джаз с классикой, сотрудничая со знаменитым оркестром «Виртуозы Москвы» и пианистом Денисом Мацуевым. Ведёт циклы программ о джазе на ведущих телеканалах и радиостанциях, в том числе на радио «Орфей». Бесчисленные записи, разлетающиеся мгновенно, тысячи аншлаговых концертов в стране и за рубежом, обожание фанатов…
Миссия Георгия Гараняна — сделать джаз популярным, любимым, по-настоящему народным — была перевыполнена с лихвой.