Многоликий Рафаэль Кубелик
24 июля 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В фокусе программы «Евромикс» вторую неделю подряд — серия архивных записей из активов Европейского вещательного союза, посвященных столетнему юбилею одного из выдающихся чешских музыкантов ХХ века — дирижера Рафаэля Кубелика…
Рафаэль Кубелик был шестым ребенком в семье скрипача Яна Кубелика и венгерской графини. Он был абсолютным любимцем своего отца — Ян Кубелик с гордостью рассказывал о своем одиннадцатилетнем сыне, который «великолепно играет на скрипке, рояле, читает с листа партитуры, да еще и дает советы по оркестровке своему отцу».
Да, эту историю о добавленной по совету сына в партитуру валторне Ян Кубелик вспоминал не раз. Быть может, это и отцовское преувеличение, но партитуры Рафаэль Кубелик действительно рассматривал и изучал с раннего детства, как он сам вспоминал, — еще до того, как научился «сносно читать и считать». Карманные издания симфоний Бетховена изучались повсюду — под столом и в кровати. Это сильнейшее детское впечатление сохранилось с ним на всю дальнейшую жизнь.
В центре внимания нынешнего выпуска — фрагменты мюнхенских записей маэстро с Симфоническим оркестром Баварского радио, сделанных в 1978 году: Третья симфония Бетховена, фортепианный концерт Брамса и визитная карточка дирижера — чешская музыкальная классика, представленная Бедржихом Сметаной. А в качестве отдельного удовольствия — композиторский опус самого Кубелика — Сонатина для фортепиано в исполнении пианиста Готтфрида Хефеле.