Фестиваль Resonanzen — 2013
21 ноября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Авторы программы «Евромикс» приглашают на именитый австрийский фестиваль старинной музыки «Резонансы» (оригинальное название — Resonanzen), который ежегодно, начиная с 1993 года, проходит в знаменитом Венском Концертхаусе (Wiener Konzerthaus). Передача посвящена событиям 21-го фестиваля, который продолжался с 19 по 27 января 2013 года…
Прежде чем говорить о самом фестивале, уместно задаться вопросом, что же скрывается за словом «резонансы», и какое отношение оно имеют к концепции музыкального смотра?
Как выразился один из исследователей этого явления, «резонанс подобен айсбергу». В целом он представляет собой некий универсальный закон. Скажем, Никола Тесла (тот самый великий изобретатель, которого Марк Твен прозвал «повелителем молний») считал закон резонанса наиболее универсальным законом природы. Сюда относится практически весь спектр ассоциаций, связанных со словом «резонанс»: это и маятники на общей нити, и посуда, дребезжащая в шкафу в ответ на проехавший по улице трамвай, и раскачивание качелей, и питерский мост, рухнувший от строевого шага прошедшей по нему роты солдат, и лазерная генерация и т.д…
В случае с фестивалем, находящимся в центре нашего внимания, речь идет о резонансах особого толка — резонансах культур и эпох, и, прежде всего, актуальности старинной музыки в наши дни. Но даже в этом, сугубо музыкальном контексте, сохраняется смысловое значение резонанса как процесса «связи между явлениями», которые «устанавливаются исключительно путем разного рода простых и сложных резонансов — согласованных вибраций физических систем».
Что касается фестиваля Resonanzen, то он в 2013 году проходил под общим девизом «Путешествия мечты». Музыкантам из различных стран было предложено представить программу «своей мечты». В итоге получился довольно внушительный охват в шесть столетий — от раннего средневековья до зенитного барокко и впечатляющая подборка музыки с историческим и национальным колоритом. Одних здесь интересовали музыкальные хитросплетения европейского средневековья, других — традиционная музыка Индии, третьих — золотой фонд искусства барокко: от Кариссими до Рамо.
Программа «Евромикс» представляет четыре тематические рубрики с фестиваля Resonanzen-2013:
— «Из Версаля в запретный город: экзотика во французской музыке XVII столетия» (сочинения Жана-Батиста Люлли, Шарля Тессье, Этьенна Мулинье, Жана Амио и др.);
— «Nach Rom»! — «На Рим!» (кантатно-ораториальная музыка римских композиторов пост-монтевердиевского поколения);
— Концерт итальянского ансамбля старинной музыки «Micrologus»: мозарабские и сефардские песни, старинная турецкая музыка времен Оттоманской империи, светские и духовные кантиги из двух сборников XIII века;
— Концерт маэстро Тона Коопмана, голландского клавесиниста и руководителя Амстердамского барочного оркестра, с барочной программой из сочинений Бёрда, Фрескобальди, Фробергера, Куперена-старшего, Муффата и Бахов.