«Витольд Лютославский — 2013». К 100-летию композитора
3 октября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Программа посвящена одному из юбиляров 2013 года — выдающемуся польскому композитору и дирижеру Витольду Лютославскому. В центре внимания — варшавский фестиваль музыки композитора «Chain» — «Цепь», который в 2013 году состоялся в десятый раз и был всецело посвящен 100-летнему юбилею со дня рождения польского классика…
Вклад Витольда Лютославского в историю польской национальной музыки и мировой музыкальной культуры XX столетия поистине неисчерпаем. Оригинальное и новаторское искусство композитора, его смелый экспериментальный язык оказали влияние на большинство музыкантов современности.
Витольд Лютославский — первый лауреат Премии Гравемайера (1985, за Третью симфонию), лауреат премии имени Соннинг и премии Гердера (обе — 1967), премии Эрнста фон Сименса (1983), премии Киото (1993), награждён золотой медалью Королевского филармонического общества Великобритании (1987), кавалер французского Ордена искусств и литературы, польского Ордена Белого орла (1994), почётный доктор многих университетов, включая Кембриджский.
В Польше 2013 год объявлен годом Витольда Лютославского. 25 января в день 100-летия со дня рождения крупнейшего композитора современности Варшава окунулась в череду специальных событий, одним из которых стал X фестиваль музыки Лютославского «Chain», проходивший в польской столице с 24 января по 9 февраля. Среди организаторов форума — Министерство культуры и национального наследия Польши, Общество Витольда Лютославского, Варшавская филармония, Институт музыки и танца, Королевский замок и Польское радио.
Сегодня, спустя столетие с момента рождения и почти девятнадцать лет со дня смерти композитора, Витольд Лютославский по-прежнему остается тайной, которую многие пытаются разгадать. Истоки его глубоко индивидуального музыкального языка проследить весьма непросто. Многие дирижеры современности, особые поклонники музыки Лютославского, такие как Саймон Рэттл, Эса-Пекка Салонен и Эдвард Гарднер поддерживают живой интерес к музыке композитора. В том же 2013 году они представили целые серии концертов в честь польского классика в Берлине и Лондоне. Говорят, что собственное исполнение Лютославским своих сочинений всегда было неожиданным и исключительным, словно автор и музыка становились единым целым: здесь были и техническая безупречность, и насыщенность, и неизменно оттенок какой-то неизбывной печали.
А могло ли быть иначе, когда жизнь человека прошла под знаком трагедий и потерь?.. Отец и дядя Лютославского были убиты большевиками. Семья терпела лишения. Оба брата умерли в годы Второй мировой войны. Удивительная особенность — если в общении Витольд Лютославский всегда был легок и очарователен, прекрасно владел французским языком, вместе с которым к нему пришло отличавшее его обаяние и изящество, то музыка композитора в буквальном смысле испещрена шрамами от пережитых страданий. Известный дирижер Эса-Пекка Салонен однажды выразился, что эпилоги наиболее значительных произведений Лютославского создают «образ некоего человека, прогуливающегося мимо дымящихся руин на фоне безлюдного пейзажа».
Рассказ о творчестве Витольда Лютославского в программе «Евромикс» сопровождают записи с юбилейного фестиваля музыки композитора, состоявшегося в столице Польши с 24 января по 9 февраля.