Шветцингенский фестиваль — 2013: «Гайдн 55+»
27 июня 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Заключительный обзор Шветцингенского музыкального фестиваля 2013 года в программе «Евромикс» посвящен специальному проекту форума — «Гайдн 55+», в рамках которого прозвучали все клавирные сонаты венского классика. О том, как это было, рассказывают Ирина Тушинцева и Артем Ананьев…
С одной стороны, инициатива фестиваля может показаться странной — почему сонаты Гайдна? А с другой — его сочинения, которыми мы балуемся в музыкальной школе, по сути, до сих пор остаются «terra incognita» — и для большинства исполнителей, и для гайдноведов, и для поклонников музыки композитора.
Около полувека назад Ванда Ландовска писала:
«Отводим ли мы Гайдну то почетное место, которое он заслуживает, и действительно ли мы понимаем его музыку? Как часто еще можно слышать восклицания, в которых сожаление смешано с пренебрежением: „Добрый папаша Гайдн!“, что означает: „Очень милая музыка, но такая наивная, такая старомодная, такая простая!“. Почему? Гайдн — сам огонь. Его творческие силы были поистине неисчерпаемы. Сидя за клавесином или пианофорте, он создавал подлинные шедевры; он знал, как пробудить страсть и привести в восторг душу! Так разве можно считать его музыку старомодной и бедной? Произошло это, вероятно, потому, что ее несправедливо игнорировали, над ней посмеивались, вместо того чтобы, изучив ее, всерьез осмыслить. Насколько глубже могли бы мы проникнуть в творения Бетховена, если бы досконально знали симфонии и сонаты Гайдна! Его наполненные радостью Allegri, искрящиеся живостью Prestissimi, нежность его Andanti — все это несравненно. Произведения Гайдна велики не потому, что являются ступенями к Бетховену, а потому, что заключают в себе собственные источники вдохновения и оригинальности, которые характеризируют их как шедевры».
Примерно о том же говорил и Пабло Казальс, утверждая, что многие не понимают Гайдна:
«У него все построено основательно, но его музыка преисполнена постоянной очаровательной выдумки. Его необъятное творчество изобилует новшествами и неожиданностями. Непредвиденные повороты музыкальной мысли то и дело встречаются у маэстро из Рорау. Осмелюсь сказать, что он, Гайдн, способен удивлять больше, чем Бетховен: у последнего иной раз можно предвидеть, что будет дальше, у Гайдна — никогда. Он ускользает, у него наготове уже что-то новое, и он постоянно преподносит нам неожиданные сюрпризы. Познание всей глубины творчества Гайдна только начинается. „Отца симфонии“ ждет такое же признание, какого дождался Моцарт в последние пятьдесят лет. Одним из откровений, которое блеснет светлым лучом в современном хаосе, будет возрождение Гайдна, заслуженное признание его гения, до сих пор недооцененного и плохо понятого».
Однажды Святослав Рихтер воскликнул: «Я очень люблю Гайдна, а другие пианисты сравнительно равнодушны. Как досадно!».
Читая все это, трудно не согласиться с тем, что нестандартная инициатива Шветцингена на исполнение всех сонат Гайдна — просто неоценима!
В серии концертов под названием «Гайдн 55+» приняли участие именитые европейские пианисты — Андреас Штайер, Жан-Эффлам Бавузе, Денеш Варьон, а также не менее знаменитые в музыкальном мире исполнители на клавесине, пианофорте и хаммерфлюгеле.
В нынешнем выпуске программы «Евромикс» радиослушателям предлагаются к прослушиванию фрагменты этих концертов в самом разнообразном клавирном звучании — от ранних клавесинных опусов композитора до масштабных сонат, уместных только при наличии современного концертного рояля.