Шветцингенский фестиваль — 2013: прогулка по парку
20 июня 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
На знаменитый музыкальный фестиваль в Шветцингене ежегодно собираются более двадцати тысяч гостей из самых разных стран мира. Представления проходят в Шветцингенском дворце — бывшей летней резиденции пфальцских курфюрстов, дворцовом парке и в «Театре рококо»…
Дворец здесь был построен еще в XV столетии. Сохранившееся историческое здание относится к XVI веку — таким оно оставалось до времен Карла Теодора. XVIII век — время философов и просвещенных монархов; именно в эти годы, когда Версаль действовал уже шестьдесят лет, а Петергоф — порядка тридцати, Шветцинген стал передовым для своего времени парком. В нем сконцентрировалась три идеи: первая, как и в Версале, — концепция господства абсолютной власти короля — по образу Людовика XIV, Короля-Солнце; вторая — идея красоты, обнаруживающаяся в парковых скульптурах; а третья — пантеистическая идея природы как главного начала. Именно этой задумке в Шветцингене посвящен английский парк, среди аллей которого расположились пруды, мосты, храмы богов Древней Греции и Рима.
Получивший дворец в наследство, Карл Теодор, курфюрст пфальцский, а позже и баварский, превратил его в свою летнюю резиденцию. Он пригласил сюда лучших французских и итальянских архитекторов с целью спроектировать вокруг дворца фантастический парк. Здесь творили итальянский и фламандский архитекторы Алессандро Галли да Бибиена и Петер Антон фон Ферашффельт; француз Николя де Пигаж был назначен руководителем планировки садов и фонтанов, а первый придворный садовник Йоганн Людвиг Петри спланировал главный партер и круг французского сада.
Придворный парк Шветцингенского дворца, раскинувшийся на площади 72 гектара, состоит из двух частей: симметричного французского сада в стиле барокко с фонтаном Ариона по центру и английского ландшафтного сада, расположенного за большим прудом. Первое, что бросается в глаза при входе в парк — его четко выверенная структура. Кругообразное здание дворца вместе с садом во французском стиле у входа в парк создают так называемый «шветцингенский круг». Но первое впечатление всегда обманчиво, и дворцовый парк полон неожиданностей…
Пройдя арку, прямо перед вами простилается широкая прямая аллея, ведущая к «кругу», в центре которого расположен фонтан Ариона. Согласно легенде, знаменитый греческий поэт и певец Арион был спасен в море дельфинами, зачарованными его дивным пением. Далее аллея ведет к расположенным по обеим сторонам водоема скульптурам королевских оленей и атакующих их собак. Эта скульптурная композиция напоминает о том, что изначально этот дворец был охотничьим домом. И до сих пор во дворце есть знаменитый Охотничий зал, который наряду с Моцарт-залом выполняет на фестивале функцию концертной площадки.
Дух античности придает строгость и соразмерную красоту парку: здесь есть статуи античных богов, среди которых можно встретить бога вина Бахусу и бога торговли Меркурия, а также языческие храмы. Один из них — храм Минервы, богини мудрости, покровительницы наук, искусств и ремесла, мрачный вход которого с обратной стороны охраняет свирепый демон, а центральный портал украшает сцена с богиней Минервой. Есть здесь и другой античный бог — Меркурий, для незримого присутствия которого архитектор Николя де Пигаж специально соорудил руины. Развалины, построенные за два года до начала Французской революции, по задумке Пигажа, призваны были оттенять царственное великолепие расположенной напротив мечети.
Мечеть, утопающая в «турецком саду», находится в самой молодой части парка. Ее также спроектировал и построил в 1780 году Николя де Пигаж. Ее экстравагантный и роскошный облик объединяет элементы мавритано-исламского стиля в сочетании с фантазиями сказок Шахерезады.
Вокруг французского сада в стиле барокко простирается ландшафтный сад в английском стиле. Здесь нет геометрических и точно очерченных форм — сад словно призывает восхищаться естественной красотой природы. Эта часть парка славится так называемым «китайским мостом» — творение великого архитектора Палладио. Николя де Пигаж называл его «мостом Риальто» — по аналогии с древним венецианским мостом через Гран-канал. А в народе шветцингенский мост прозвали «мостом лжи»: по преданию, быстро и не споткнувшись перейти его может только тот, кто не врет, что сделать, по-видимому, было весьма непросто в роскошных одеяниях по моде XVIII века.
В прежние времена в пфальцской летней резиденции Шветцинген встречались государственные деятели, художники и ученые, наслаждаясь операми и придворной роскошью. Здесь давал свои концерты Вольфганг Амадей Моцарт, бывал в гостях и Вольтер… А в наши дни — это звезды мировой концертной сцены, для которых каждое выступление на Шветцингенском фестивале не только большая честь, но и статусный элемент музыкального престижа…