Фестиваль Балтийского моря — 2012
14 марта 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Фестиваль, о котором пойдет речь в передаче, носит морское имя, и, в принципе, изначально создавался с целью поддержки экологического движения в защиту данного морского региона. Итак, добро пожаловать на Международный музыкальный фестиваль Балтийского моря…
В разные времена это море-озеро, образовавшееся на месте бывшего ледника, носило такие названия, как Валтийское ледниковое озеро, Иолдиевое море, Анциловое озеро, Литориновое море. На Руси издревле это море было известно как Варяжское. А если перечислить страны, чьи берега омывает это море, то получится дружная северная компания из стран Скандинавии и Прибалтики, а также России, Польши и Германии.
Фестиваль Балтийского моря появился не так давно: это произошло в 2003 году с целью содействовать решению проблемы экологии стран Балтики. С тех пор фестиваль проводится ежегодно и является совместным проектом маэстро Валерия Гергиева, финского дирижера Эса-Пекки Салонена и директора главного концертного зала в Стокгольме «Бервалдхаллен» Микаэля Тидена. Традиционная составляющая смотра — мероприятия экологического форума «Фонда защиты дикой природы», предусматривающие семинары, симпозиумы и выставки, посвященные экономике и экологии региона.
Тема, однако, чрезвычайно болезненная, если серьезно к ней обратиться. Понятно, что музыкальная часть Фестиваля Балтийского моря — это блестящие интересные концерты с восторженной публикой, и за этим «фасадом» нетрудно позабыть о ключевой мотивации его проведения.
Балтика — уникальное место, самое молодое море на нашей планете, появившееся приблизительно 10-15 тысяч лет назад. Сегодня эта хрупкая экосистема, как утверждают специалисты, со своей уникальной флорой и фауной находится под угрозой более всех остальных морей-озер. С другой стороны, музыкальный фестиваль — это один из способов привлечь внимание к региону, и, как следствие, к тому комплексу проблем, которые требуют незамедлительного решения. Чем, собственно, и занимается Всемирный фонд дикой природы.
2012-й год стал для фестиваля рубежным, обозначив десятый — юбилейный — смотр, который открыла нашумевшая постановка «Тристана и Изольды» Рихарда Вагнера с использованием видео-арта знакового художника современности Билла Виолы, а также при режиссерском участии не менее знакового и всегда эпатажного Питера Селларса и под музыкальным управлением маэстро Эса-Пекки Салонена.
Поскольку один из инициаторов создания фестиваля маэстро Гергиев, то в 2012 году, уже второй сезон подряд Мариинский театр привозил на фестиваль произведения Родиона Щедрина. На сцене Королевской оперы публике был показан балет «Конёк-горбунок» в хореографии Алексея Ратманского.
Одна из особенностей Фестиваля Балтийского моря заключается в том, что на концертах всегда звучит новейшая музыка ныне живущих композиторов. В 2012 году одним из них был наш соотечественник — Дмитрий Курляндский, один из представителей наиболее радикального направления в современной музыке, участник объединения «СоМа».
И, конечно, на фестивале звучит много скандинавской музыки. Творчество одного из «классиков» этой земли XIX–XX веков — датчанина Карла Нильсена было представлено на фестивале 2012 года.
Карл Нильсен: «Если бы музыка смогла заговорить и объяснить свою сущность, наверное, она сказала бы что-нибудь подобное: „Я везде и нигде, я скольжу по волнам и верхушкам лесов, я в крике дикаря и в танце негра, я сплю в камне и в звучащем металле. Меня никто не может поймать, но все могут понять, моя жизнь в десятки раз богаче, а смерть — в тысячи раз глубже. Я люблю безбрежные просторы тишины, но больше всего мне нравится ее нарушать. Я не знаю ни печали, ни радости, ни веселья, ни боли, но я умею плакать, смеяться веселиться и горевать. Безгранично и бесконечно…”“