«Весна искусств в Монте-Карло»-2012
21 февраля 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Авторы программы «Евромикс» приглашают вас на фестиваль, который обыкновению проходит весной — в одном из самых красивых мест Лазурного побережья, излюбленного места отдыха аристократии самого разного национального происхождения. Кроме шикарных гор и моря, а также белоснежных яхт, знаменитого казино и развешенных повсюду фотографий Грейс Келли, здесь по весне разгораются самые настоящие музыкальные страсти, продиктованные, разумеется, характером исполняемой музыки…
Итак, в фокусе программы — краткий отчет о фестивале «Весна искусств в Монте-Карло» (Printemps Des Arts De Monte-Carlo) 2012 года.
Этот музыкальный смотр появился на международной фестивальной арене в 1984 году под девизом: «Любой фестиваль есть приключение, и никогда не знаешь, к чему оно может привести…». Несколько ранее (начиная с 1970-х гг.) похожий фестиваль уже проводился в столице княжества Монако, длился с декабря по март, и был, по сути, реализацией инициативы обворожительной принцессы Грейс Келли.
В 1984 году началась новая жизнь фестиваля — под нынешним названием «Весна искусств» и зорким «наблюдением» и участием таких солистов, как Даниэль Баренбойм, Руджеро Раймонди и Илеана Котрубаш. В 1985 году на фестивале отметились Тереза Берганца, ансамбль «Deller Consort», Мария Жуан Пиреш, Пьеро Каппучилли и даже легендарный скрипач Натан Мильштейн.
Имена дальнейших участников перечислять не имеет смысла: блистательная «сюита звезд» современного музыкального исполнительства, чего организаторы продолжают придерживаются по сегодняшний день.
По мере развития фестиваля сюда просочились и сторонники старинной музыки с постановками малоизвестных ранних опер: например, «Китаянки» (1987) и «Альцеста» (1989) Глюка, «Флавио» Генделя (1989), «Митридат, царь Понта» Моцарта (1991), «Монтесума» Вивальди (1992) и др.
А вскоре со старинными операми в Монте-Карло стали соперничать и современные: «Дориан Грей» Лоуэлла Либермана (1996), «Времена года наизнанку» Мариуса Констана (1999) и «Цецилия» Чарля Шена (2000).
Впоследствии фестиваль заполонил «целый шквал» жанров, включая джаз, драматические театральные постановки и визуальное искусство.
К началу 2000 гг. новый арт-директор фестиваля Марк Моне сформулировал основную задачу форума как «вспоминать, почитать, творить». Для достижения этих трех целей организаторы придумали ряд неожиданных решений. Некоторые из новшеств вызывали недоумение и вопросы, а другие в итоге стали эмблемой фестиваля, как, например, неожиданное открытие уличной фанфарой (2004) или звоном колоколов (2006).
Среди других эксцентричных идей Марка Моне: концерты в неожиданных местах (скажем, в Музее океанографии, или знаменитом местном Казино), а также проект «Journées surprise», когда отправляясь на концерт, вы абсолютно не имеете никакого представления о грядущем мероприятии. А это в свою очередь может оказаться и поездка в автобусе из Ниццы в Мантон или путешествие на поезде в Канны в компании музыкантов мирового уровня.
Начиная с 2011 года «Весна искусств в Монте-Карло» вновь порадовала своих гостей новым форматом: музыкальные программы стали группировать в цикл из четырех концертных уик-эндов, каждый из которых посвящен своей избранной теме. В 2012 году среди прочего это были аккордеонные концерты (Nuit de l`accordéon), вечера тамбурина (Nuit du tambourin) и Bruckner week-end, посвященный музыке Антона Брукнера.
О других событиях и музыке фестиваля 2012 года рассказывают Ирина Тушинцева и Артем Ананьев…