Музыка к Рождеству: Ян Дисмас Зеленка
10 января 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового Года, на душе становится особенно тепло, потому что уже через несколько дней наступает Рождество Христово. По следам этого светлого праздника в программе «Евромикс» звучит рождественская музыка чешского композитора эпохи барокко — «богемского Баха», как его называли современники — Яна Дисмаса Зеленки…
В центре внимания программы — сочинения композитора: «Магнификат» (большой концерт для солиста в сопровождении оркестра, 1727), рождественский мотет «O magnum mysterium» (1723), мотет «Chvalte boha silného» (на текст псалма 150 «Хвалите Бога во святыне Его») и рождественская месса «Missa Nativitatis Domini» (1726).
Ян Дисмас Зеленка — любопытнейшая фигура эпохи барокко: современник Баха, он родился в богемской Луоновице в 1679 году, и умер в Дрездене — в 1745 году. Музыке и игре на струнных инструментах он учился в иезуитском учебном центре «Клементинум» в Праге. В 1710 году композитор начал историю своей жизни и творчества в Дрездене, которому посвятил более тридцати лет.
Действительно, согласно архивам, с 1710 года имя Зеленки фигурирует в числе музыкантов Дрезденской польской капеллы короля Августа Сильного, где он играл на контрабасе. В последующие несколько лет он работал также в Праге и Вене, где, как говорят, изучал контрапункт под руководством знаменитого теоретика Иоганна Фукса, а также в Венеции, где занимался у Антонио Лотти. Некоторые историки склонны даже предполагать, что европейские странствия привели Зеленку в Неаполь — к самому Алессандро Скарлатти.
В 1719 году Зеленка возвращается в Саксонию, где проводит оставшуюся часть жизни (длиной в двадцать шесть лет) и служит в придворной капелле.
В 1735 году за многочисленные творческие заслуги композитору было пожаловано звание церковного композитора. И не случайно — среди произведений Зеленки, которого еще при жизни окрестили «богемским Бахом», немало литургических сочинений: месс, ораторий, реквиемов, кантат, мотетов, псалмов.
После смерти композитора его архив оказался собственностью королевского двора — копировать и издавать его произведения не разрешалось, и музыку Зеленки стали забывать; некоторые его рукописи погибли в годы Второй мировой войны.
Возрождение интереса исполнителей и публики к творчеству чешского композитора началось на рубеже 50-60-х годов XX века, когда в Чехословакии были опубликованы все сохранившиеся инструментальные и некоторые духовные произведения Зеленки.