«Алмаз» Яна Дисмаса Зеленки
18 октября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В фокусе выпуска программы «Евромикс» – история одного сочинения. Не фестивального, но свадебного: при всей скудности информации относительно этой партитуры, совсем недавно из источников дрезденского государственного архива стало известно, что впервые она была исполнена в качестве Tafelmusik в Дрездене во время свадебных торжеств 28 февраля 1737 года…
Герой передачи – чешский композитор по имени Ян Лукас Дисмас Зеленка, родившийся в богемской Луоновице в 1679 году. Музыке, и в частности игре на струнных инструментах, он обучался в иезуитском учебном центре «Клементинум» в Праге. В 1710 году композитор начинает историю своей более чем тридцатилетней творческой деятельности в Дрездене.
Действительно, согласно архивам, с 1710 года имя Зеленки фигурирует в числе музыкантов Дрезденской польской капеллы короля Августа Сильного. В последующие несколько лет он работал в Праге и Вене, где, как говорят, изучал контрапункт под руководством знаменитого теоретика Иоганна Фукса, а также в Венеции, где занимался у Антонио Лотти. Некоторые историки склонны даже предполагать, что европейские странствия привели Зеленку в Неаполь к самому Алессандро Скарлатти. В 1719 году Зеленка возвращается в Саксонию, где проводит оставшуюся часть жизни – длиной в двадцать шесть лет, и служит в придворной капелле.
В 1735 году за многочисленные творческие заслуги композитору было пожаловано звание церковного композитора. И не случайно – среди произведений Зеленки, которого еще при жизни окрестили «богемским Бахом», немало литургических сочинений: месс, ораторий, реквиемов, кантат, мотетов, псалмов.
После смерти композитора его архив оказался собственностью королевского двора – копировать и издавать его произведения не разрешалось, и музыку Зеленки стали забывать; некоторые его рукописи погибли в годы Второй мировой войны.
Возрождение интереса исполнителей и публики к творчеству чешского композитора началось на рубеже 50-60-х годов XX века, когда в Чехословакии были опубликованы все сохранившиеся инструментальные и некоторые духовные произведения Зеленки. Но настоящее признание пришло в 70-80-х годах, когда в 1972 году Хайнцем Холлигером и его коллегами была сделана запись шести трио-сонат для двух гобоев и бассо континуо (фагот и чембало).
В числе заново обнаруженных сочинений Зеленки помимо прочего – Serenata ZWV 177 (соч. 1737 года), которая, благодаря сохранившемуся опубликованному либретто, донесла до нас свое название: «Il Diamante» – «Алмаз».
Авторы программы «Евромикс» обращаются к серенаде Зеленки – знакомят радиослушателей с историей написания, сюжетом и музыкой сочинения…