Загадки Фантастической симфонии Берлиоза
3 ноября 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Если речь заходит о симфонии, то первое, что приходит на ум — это Германия. Однако, давайте отправимся в страну, где симфония жила несколько иной жизнью и дышала другим воздухом — во Францию…
Помните гоголевское: «легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза»? Отчасти это характеризует и французскую музыку и, в частности, симфонию. Разумеется, не в том смысле, что она «недолговечна». Но как французское слово — что, как тонко подчеркнул Гоголь, театрально щеголяет и мгновенно фиксирует самые незаметные, тонкие и потому недолговечные движения души и тела — так и музыка всегда театральна. Она тоже всегда связана с движением, всегда рождает целую вереницу ассоциаций. Симфония в зрелом виде — это целый мир. Симфония во Франции — это мир весьма конкретный, «настоящий» и узнаваемый. А иногда даже политизированный. То есть почти всегда — это именно «наш мир».
Всё это в полной мере относится и к Луи-Гектору Берлиозу. Он и в самом деле француз до мозга костей — композитор создавший или, вернее, «узаконивший» такое явление, как симфония с программой. Именно с него мы начнем наш разговор о французской симфонии.
Гектор Берлиоз — законодатель нового и продолжатель старого; почитатель Бетховена и поборник новых путей в музыке; неисправимый романтик и автор четырех симфоний — жанр, который всё же требует классического подхода…