Великий симфонист — Густав Малер. Передача третья
15 апреля 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
С Пятой симфонии начинается новый виток в цикле малеровских симфоний. Новый, главным образом, внутренне…
«Симфонию совершенно не поняли…
Мне следовало бы дирижировать ею через 50 лет после моей смерти».
Густав Малер.
В прошлых программах мы говорили о первых четырех симфониях композитора, и там постоянно нас ожидали очень заметные, «видные», вернее, слышные отсылки к внешнему миру — танцы, узнаваемые ритмы, песни, участие голоса в симфонии… Начиная с Пятой, в последующих трех, это не так. По крайней мере, не совсем так. Здесь больше нет песен, мальчик больше не трубит в свой волшебный рог, нас больше не направляют красноречивые программы и подробные заголовки… Мы, конечно, по-прежнему можем быть уверены, что название «Песнь ночи» (Седьмая симфония) появилось не просто так, и что оно в любом случае делает эту музыку программной. Но, как бы то ни было, это программность уже совсем другого рода, чем в первой четвёрке симфоний Малера. В Пятой, Шестой и Седьмой слова отступают. Нашим вниманием владеет только музыка, ничего внешнего, только внутренний мир. И мир — если даже не целиком трагический, то, во всяком случае, определенно меланхолический и сумрачный… Таков общий колорит этого триптиха инструментальных симфоний Малера, о которых идет речь в нынешней программе…